Мигранты раскрыли схему переброски из Белоруссии в Германию
Как они перешли границы и на что рассчитываютМаршрут Минск — Дрезден
Миграционный кризис на белорусско-польской границе постепенно подходит к концу: власти Ирака рапортуют о вывозе 3,5 тыс. граждан эвакуационными рейсами из Белоруссии, а стихийного лагеря за КПП «Брузги» под Гродно не существует. В логистическом центре вблизи КПП, куда из-за холодов месяц назад переместили всех мигрантов, остается около 800 человек — как минимум в три раза меньше, чем было в начале в стихийном лагере. Большинство его обитателей вернулись на родину. Сколько выходцев с Ближнего Востока осталось на территории Белоруссии, точно неизвестно, президент страны Александр Лукашенко говорил о 2–3 тыс. человек, находившихся за пределами лагеря.
Новые люди, готовые к штурму польской границы, в Белоруссию не прилетают: авиакомпании больше не берут на борт граждан Ирака, Сирии и Йемена, купивших билеты до Минска, а белорусский консул в Ираке, откуда и прилетело большинство мигрантов, не выдает визы. Польша продолжает усиленно охранять границу. В середине ноября международные организации предлагали мигрантам смириться с невозможностью попасть в Евросоюз — остаться в Белоруссии или вернуться домой. Однако среди них были и те, кому удалось осуществить мечту и добраться до Германии.
Около месяца назад, 12 ноября, корреспондент РБК разговаривал в торговом центре «Галерея Минск» в центре белорусской столицы с группой молодых людей из разных городов Ирака, которые не знали, удастся ли им попасть в Германию, показывали свои условия жизни в городе и расспрашивали о последних заявлениях из Берлина. Теперь же они говорят, что их мечта сбылась.
Девять дней в лесу
Матин и его друг Кейсер (имя изменено), которые в Минске во время разговора с корреспондентом РБК взяли на себя роль переводчиков своих земляков — из всей группы только они говорили на английском, — рассказали, что через несколько дней после встречи в Минске отправились на границу Белоруссии с Польшей. Сказать, какой именно участок границы это был, собеседники РБК не смогли: их туда привезли на такси, как ранее и обещали в турфирме. Единственное, что они знают, — это не то место, где располагался стихийный лагерь мигрантов.
Помимо них к границе съехались около 60–70 человек, которых они раньше не видели. Матин рассказал, что, когда все были в сборе, белорусские пограничники пропустили их на нейтральную полосу (Лукашенко признавал, что военные могли помогать мигрантам из сочувствия). Там они провели три дня, прячась в лесу, после чего смогли попасть на нейтральную полосу уже с польской стороны. Дальше были шесть дней с ночевками в лесу без еды, во время которых они искали способ пробраться в страну. В последний день всю группу «накрыли» польские пограничники. «Мы все бросились врассыпную, большинство поймали. Мне и еще девяти людям удалось сбежать и попасть в Польшу. Что с другими? Их депортировали обратно в Белоруссию, где они сейчас — не знаю, у нас с ними нет контакта», — сказал Кейсер. Сразу попасть в Германию у них не вышло, пришлось еще три дня провести в Польше. Все это время они ждали машину, которая отвезет их к конечному пункту назначения. «Водителем был поляк, местный. Его услуги, как и услуги всех, кто помогал нам в Белоруссии, мы оплатили еще в Ираке до вылета из страны. Так что все было согласно договоренности», — сказал Матин.
Дальше, сказал Матин, их привезли во Франкфурт-на-Майне, он показал фотографии из города. Там они пробыли неделю, после чего их задержала полиция и отправила в миграционный центр, из которого их спустя день перевезли в Дрезден. Сейчас они уже неделю находятся в распределительном центре для беженцев и просителей убежища.
Центр в Дрездене был открыт в 2017 году для приема выходцев из Сирии, но теперь стал временным приютом для людей из разных уголков мира. Сейчас в нем находится около 200 человек, но они постоянно меняются. Каждый день из центра уезжает несколько человек, которых распределяют дальше и предоставляют им либо место в общежитии, либо квартиру, а на их место приходят другие. Большинство жителей по-прежнему сирийцы, которые приехали в Германию не через Белоруссию, а добирались маршрутом Сирия — Турция — Сербия или через другие балканские страны, рассказал Матин.
Большие бараки, спортплощадка и новогодняя елка в столовой
Матин и Кейсер устроили корреспонденту РБК небольшой видеотур по лагерю. В их комнате, рассчитанной на пять человек, буквой П вдоль стен стоят металлические кровати с высокими спинками, одно окно. Сразу из комнаты попадаешь в длинный коридор: с каждой стороны находится еще по три-четыре таких же комнаты.
Здание — большой серый барак, таких на территории не менее четырех, они стоят друг напротив друга. Пройдя по главной дороге влево, попадаешь на открытую спортивную площадку, которую можно встретить в обычном дворе. В этот раз она пустовала: на улице было пасмурно, и большинство мигрантов оставались внутри бараков. В другом конце лагеря находится просторная столовая: вдоль стены в два ряда стоят длинные деревянные столы и лавки, рядом — окно раздачи еды и стеллажи для пустых подносов. В углу стоит наряженная новогодняя ель, увенчанная серебряной пикой и обвитая мишурой. Обеденное время уже закончилось, и в столовой не осталось никого, кроме персонала.
По словам иракцев, им нравится в этом месте: «приличное жилье, их кормят и дают деньги на карманные расходы», но главное, мигрантам разъяснили их перспективы и помогли заполнить документы на предоставление статуса беженца — его они называют «грин кард» для Германии.
У каждого пока есть временная карточка, регулирующая пребывание в стране. Кейсер поднес к камере свою, на ней можно разглядеть присвоенный ему номер, фото, имя с фамилией, дату рождения. На рассмотрение ходатайства обычно уходит до трех месяцев — в течение этого срока просители убежища не имеют права покидать федеральную землю, в которой они подали документы, и обязуются жить в миграционном центре. Далее, если первый этап был успешно пройден и заявители были официально признаны кандидатами на предоставление убежища, они могут ожидать, что их переведут из миграционного центра в общежитие или квартиру. Именно на этапе подтверждения статуса и находятся Матин и Кейсер. В случае если власти Германии одобрят их ходатайства, они, помимо более комфортного жилья, получат расширенное временное разрешение на проживание и будут ожидать окончательного вердикта. Иногда этот процесс может длиться годами.
Сколько беженцев принимает Германия
По данным Федерального ведомства по делам миграции и беженцев Германии (BAMF) за первые 11 месяцев 2021 года в стране было подано более 172 тыс. ходатайств о предоставлении убежища. Большинство просителей — выходцы из Сирии (68 тыс.), Афганистана (27,9 тыс.) и Ирака (14,4 тыс.). Это число включает в себя как первичные, так и повторные заявления, в то время как впервые ходатайства подали 132 тыс. человек.
В 2020 году цифры были значительно ниже: 122 тыс. и 102 тыс. заявлений. Без учета данных декабря общий рост числа заявок составил 58%, отмечают в BAMF. Всего за первые 11 месяцев 2021 года решение было вынесено по 51 тыс. заявок, из них 29 тыс. соискателей получили статус беженца, еще тысяча — семейный статус беженца, а 31 тыс. людей было отказано.
В случае если человек получает статус беженца, ему выдается вид на жительство сроком на три года, который можно продлить по истечении срока. Также статус дает право на получение социального пособия (порядка €400 на человека), включая оплату жилья и медицинской страховки, на посещение интеграционных и языковых курсов, разрешение на работу и право перевезти семью. Если по истечении трех лет человек в статусе беженца в состоянии доказать, что он владеет немецким языком на уровне С1 (свободное владение) и самостоятельно обеспечивать себя, то он может претендовать на постоянный вид на жительство.