Экс-генсек НАТО заявил, что Путин допускал сближение России с альянсом
Президент России Владимир Путин задумывался о более тесных отношениях своей страны с НАТО, рассказал в интервью Foreign Policy бывший генсек альянса Джордж Робертсон, который занимал пост генерального секретаря НАТО в 1999–2004 годах. По его словам, Путин говорил об этом в ходе их встречи в феврале 2000 года.
«Я хочу возобновить отношения с НАТО. Постепенно, но я хочу это сделать. <...> Некоторые со мной не согласны, но я этого хочу», — процитировал российского президента Робертсон. Путин говорил ему, что хочет, чтобы Россия была «частью Западной Европы», что в этом ее «судьба», добавил экс-генсек НАТО.
В тот же день, после переговоров с Путиным, Робертсон сказал журналистам (цитата по The New York Times): «Думаю, он был согласен со мной в том, что период прохлады [в отношениях] должен был закончиться». Генсек НАТО также пообедал с главой МИДа Сергеем Ивановым и другими дипломатами. «Да, мы друг с другом соперничали, но теперь давайте построим отношения заново», — так Робертсон описал атмосферу, которая царила в ходе этих встреч.
Экс-генсек НАТО также вспомнил период во время и после терактов 11 сентября 2001 года. Как пишет Foreign Policy, отношения альянса и России «пережили и этот кризис». Робертсон отметил, что вскоре после терактов на встрече в Брюсселе Путин спросил его, когда НАТО пригласит Россию вступить в альянс.
«Я сказал: «Мы не приглашаем страны вступать в НАТО. Страны подают заявки на членство в НАТО, и затем мы принимаем решение. И он сказал: «Мы не собираемся стоять в очереди с множеством стран, которые не имеют значения».
По словам Робертсона, в ответ он предложил российскому президенту продолжить формирование дипломатических взаимоотношений и позже посмотреть, «к чему это приведет».
Путин в 2000 году не исключал сценария, при котором Россия станет частью НАТО. Об этом он говорил в интервью телеканалу Би-би-си в марте того года. На вопрос, возможно ли, что когда-нибудь Россия присоединится к НАТО, он ответил: «Почему нет? Я не исключаю такой возможности. Повторяю, в том случае, если с интересами России будут считаться, если она будет полноправным партнером. Я хочу это подчеркнуть особо».
Тогда же он напомнил, что Россия возражает против расширения НАТО на восток. Он пояснил, что в основе этих возражений лежат не интересы России в отношении других территорий, а беспокойство о «месте в мире, которое занимает сегодня и будет занимать завтра наша собственная страна».
«И если нас пытаются исключить из процесса принятия решения, вот это вызывает опасение и раздражение с нашей стороны. Но это не значит, что мы готовы захлопнуть дверь и замкнуться, заниматься изоляционизмом. Конечно, нет», — подчеркнул тогда президент.
Сейчас возможное расширение НАТО на восток, то есть вступление в блок Украины и Грузии, является основным пунктом в повестке переговоров представителей России и США. Москва потребовала от альянса и Вашингтона юридических гарантий безопасности, направив обеим сторонам проекты договоров. США уже заявили, что некоторые пункты в них «неприемлемы». Москва сейчас ждет письменного подробного ответа США и НАТО на свои предложения.