Эксперты назвали проблемы для выдачи гарантий для Украины от России и США
Идею президента Украины Владимира Зеленского дать стране гарантии безопасности до момента вступления в НАТО «на практике представить невозможно», рассказали РБК опрошенные эксперты. Они напомнили, что гарантии уже предоставлялись по Будапештскому меморандуму, положения которого каждый из гарантов прочитал по своему.
С идеей получить иные гарантии Зеленский выступил в середине февраля. Он указал, что в НАТО у Украины есть «позиция открытых дверей», но этот путь займет «годы и месяцы». И пока Украине нужны гарантии, которые не будут уступать системе, «которую предлагают странам НАТО». Позже президент Украины напомнил, что подобные гарантии Украине уже предоставляли в 1994 году при подписании Будапештского меморандума. Тогда США, Россия, Великобритания гарантировали территориальную целостность страны в обмен на ее отказ от ядерного оружия. Зеленский предложил собрать срочные консультации гарантов, а если они не пройдут — пригрозил отказаться от договоренностей 1994 года.
Есть две ключевых проблемы, связанных с воплощением идеи Зеленского, рассказал РБК политолог, главный редактор журнал «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Во-первых, это связано с позицией США, которая «с одной стороны понятна, с другой стороны, очень уклончива». «Они настаивают на том, что Украина имеет право вступить в НАТО. Имеет право — это не значит, что они туда ее готовы взять или готовы какие-то другие обязательства дать, но вот это право они считают священным, равно как и право НАТО при желании Украину принять. Но право есть, а принятия нет, и пока, судя же по официальным заявлениям, нисколько не планируется», — рассказал он. Во-вторых, есть позиция России, которая указывает, что «НАТО и любая другая форма вхождения Украины в военную сферу США — это, сути дела, чуть ли не casus belli, то есть мы этого не допустим», добавил Лукьянов.
По его словам, «в заявлении Зеленского, если вообще воспринимать это всерьез, интересно то, что он допустил, что могут быть какие-то другие гарантии кроме НАТО». Лукьянов напомнил, что до последнего времени украинское руководство не рассматривало других способов обеспечения безопасности, кроме вступления в НАТО.
У Украины уже был негативный опыт гарантий — Будапештский меморандум, напоминает президент Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. «Но, я так понимаю, что российская сторона сочла, что не связана гарантиями после того, как на Украине, по словам Владимира Путина, произошел в 2014 год государственный переворот», — добавил он. Гаранты по договору «по-разному» интерпретировали его и он «в критический момент Украине не помог», отметил Федор Лукьянов.
В новых условиях, если «Россия будет добиваться невступления Украины в НАТО, Киев в результате останется представлен сам себе, и никакой помощи и поддержки без гарантий безопасности в такой ситуации не получит», поэтому Зеленский и предложил новый вариант гарантий безопасности, говорит политолог Алексей Курпас. «Если Украину хотят видеть воинственной, которая будет отвоевывать свои территории, защищая, нападая, то окей, пускай США и Россия между собой подписывают документ. Если хотят мира в этом регионе, а мир в этом регионе гарантирует в том числе экономическую стабильность, у Украины должны быть гарантии безопасности со стороны США и России», — добавил он.
18 февраля президент Украины Владимир Зеленский на Мюнхенской конференции заявил, что Киев должен получить систему гарантий, не уступающую той, что предлагают странам НАТО. Он связал это с затягиванием процесса вступления Украины в альянс.
По словам украинского президента, документ с закрепленными гарантиями для Украины должен быть подписан Россией и США. «Коллективом «нормандского формата» мы не отделаемся и никто не отделается. Сильные мира сего, включая США и Россию, сядут и подпишут, что есть такой вот путь. Но там должно быть три-четыре-пять пунктов о безопасности нашей страны. Тогда это разговор», — сказал он.