Чехия вслед за Швецией вызвала российского посла из-за «дела Скрипаля»
Министерство иностранных дел Чехии вызвало посла России Александра Змеевского из-за заявлений официального представителя российского МИДа Марии Захаровой о возможном происхождении отравляющего вещества «Новичок». В официальном Twitter ведомства уточняется, что российского посла ожидают в министерстве «завтра утром».
Накануне из-за тех же заявлений Захаровой российского посла вызвали в МИД Швеции.
Представитель министерства в эфире телеканала «Россия 24» 17 марта заявила, что вещество, которым были отравлены бывший сотрудник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь в Великобритании, могло попасть в страну из Чехии, Словакии или Швеции. Она также не исключила, что страной происхождения «Новичка» могла быть сама Великобритания, и добавила, что «по поводу США тоже надо ставить вопрос». Министр иностранных дел Чехии Мартин Стропницкий назвал слова Захаровой недоказуемым «вбросом».
Живущий в США химик Вил Мирзаянов, работавший над созданием нервно-паралитического вещества, допустил, что оно может быть синтезировано и за пределами России: формулу могли выдать уехавшие из Советского Союза специалисты. При этом он отметил, что «самодеятельности здесь не может быть» — синтезировать «Новичок», пояснил Мирзаянов, могут только подготовленные специалисты. Другой ученый, работавший над «Новичком», Леонид Ринк, также подчеркнул, что создать вещество могла любая страна, «где есть оружие массового поражения», в том числе и Великобритания.
Скрипалей обнаружили в бессознательном состоянии 4 марта в английском Солсбери. Премьер-министр Великобритания Тереза Мэй заявила, что власти страны считают Россию причастной к произошедшему. Лондон после отравления Скрипалей объявил о высылке сотрудников российской дипмиссии, а также о других мерах против Москвы. Россия в ответ решила выдворить британских дипломатов, закрыть генконсульство страны в Санкт-Петербурге и прекратить работу Британского совета.
Ранее во вторник замглавы российского МИДа Сергей Рябков говорил, что в Москве знают о «бурной реакции», которую слова Захаровой вызвали в других странах. «Но буря как реакция никоим образом не отрицает того факта, что именно эти страны, насколько мы знаем, располагают возможностью заниматься такими исследованиями, разработать такого рода вещи и их синтезировать», — сказал он (цитата по ТАСС).