Госдума рассмотрит ввод в УК понятий «мобилизация» и «военное время»
В Госдуму внесли пакет поправок в законопроект о внесении изменений в УК, который был принят в первом чтении в июле. В кодекс предложили ввести понятия «мобилизация», «военное положение» и «военное время». Документ опубликован в электронной базе нижней палаты, первым на него обратил внимание юрист Павел Чиков.
«В пункте «л» части первой статьи 63 слова «в условиях вооруженного конфликта или военных действий» заменить словами «в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий», — сказано в документе.
В статье 63 УК приведены обстоятельства, которые считаются отягчающими. В пункте «л» в действующей редакции такими обстоятельствами считаются «совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках, в условиях вооруженного конфликта или военных действий».
Кроме того, поправками вводится несколько новых статей УК: «Добровольная сдача в плен» (статья 352.1) и «Мародерство» (статья 356.1).
За сдачу в плен грозит от трех до 10 лет лишения свободы, если нет признаков государственной измены. За мародерство — вплоть до 15 лет колонии.
В перечне отягчающих обстоятельств появляется совершение преступления «в период мобилизации или военного положения, в военное время» (статья 63 УК).
Самовольное оставление части в период мобилизации и военного положения (статья 337 УК) будет наказываться строже:
- По части 1-й — от двух до 10 суток — до 5 лет лишения свободы, а не одного года;
- По части 3-й — от 10 до одного месяца — до 7 лет лишения свободы, а не до трех лет;
- По части 4-й — свыше месяца — от 5 до 10 лет колонии, а не до пяти лет.
При этом за неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, а равно отказ от участия в военных или боевых действиях предлагается наказывать лишением свободы на срок от двух до трех лет (ч. 2.1 статьи 332 УК).
В то же время призванные на военные сборы россияне, находящиеся в запасе, будут нести уголовную ответственность за неявку или дезертирство наравне с контрактниками и призывниками, следует из внесенных в Госдуму поправок
Также вводится группа статей о неисполнении государственного оборонного заказа и нарушение условий государственного контракта (статьи 201.2, 201.3, 285.5, 285.6 УК). За нарушение условий государственного контракта по гособоронзаказу может грозить срок до десяти лет, а за отказ или уклонение лица подвергнутого наказанию за неисполнение требований по контракту (ч. 1 или 2 ст. 7.29) от заключения госконтракта может грозить до восьми лет ограничения свободы.
«Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью первой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно устранило нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа», — сказано в проекте.
В России существуют отдельные федеральные законы «о мобилизационной подготовке и мобилизации» (N 31-ФЗ) и «о военном положении» (N 1-ФКЗ).
Мобилизацию могут объявлять как до введения военного положения, так и при введении военного положения. Она может быть общей или частичной. Призыву подлежат граждане, пребывающие в запасе, но при этом не имеющие права на отсрочку.
Поводом для введения военного положения являются:
- вторжение иностранного государства на территорию России, оккупация любой ее части;
- бомбардировка иностранными вооруженными силами территории России;
- блокада портов или берегов России;
- нападение вооруженных сил иностранного государства на ВС России вне зависимости от места их дислокации;
- действия иностранного государства, позволяющего использовать свою территорию другому государству для совершения акта агрессии против России;
- засылка иностранным государством вооруженных банд, групп, иррегулярных сил и наемников для осуществления агрессии против России.
Россия с 24 февраля проводит специальную военную операцию на Украине. После ее начала зарубежные СМИ, в том числе Guardian и Independent, со ссылкой на источники неоднократно сообщали о планах российских властей объявить мобилизацию.
Сообщения о мобилизации и предложения о ее необходимости для проведения специальной военной операции неоднократно опровергались Кремлем и Минобороны. Еще в июле Минобороны подчеркивало, что к проведению военной операции на Украине привлекается только часть Вооруженных сил России, «численность которой вполне достаточна для выполнения всех задач, поставленных верховным главнокомандующим».
12 сентября, после того как Минобороны сообщило о «перегруппировке» на Харьковском направлении, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя вопросы журналистов о том, хватает ли сейчас у России военных для ведения спецоперации и нет ли планов всеобщей мобилизации, рекомендовал обратиться в Минобороны. Спустя сутки он заявил, что мобилизация в России не планируется.
В свою очередь глава Чечни Рамзан Кадыров ранее выступил с призывом к «самомобилизации» в российских регионах. Он предложил каждому региону собрать по 1 тыс. добровольцев. По его словам, губернаторам не следует дожидаться объявления Кремлем военного положения или «отсиживаться в ожидании окончания» спецоперации на Украине. Помощь государству со стороны регионов должна выражаться не словесными выступлениями или автопробегами, а конкретными действиями, считает глава Чечни.