Соавтор поправок в УК назвал неоправданными опасения мобилизации
Принятие поправок в Уголовный кодекс России, вводящих понятия «мобилизация», «военное положение» и «военное время», не означает, что будет объявлена всеобщая мобилизация, заявил председатель комитета Госдумы по обороне, генерал-полковник и бывший замминистра обороны Андрей Картаполов в интервью «Парламентской газете».
Госдума во вторник приняла во втором и третьем чтениях поправки в УК, в которых предлагается считать периоды мобилизации, военного положения и военного времени отягчающими обстоятельствами при совершении преступлений. Их авторами стали депутаты от всех фракций, в том числе глава комитета по обороне Андрей Картаполов, по безопасности и противодействию коррупции — Василий Пискарев, по международным делам — Леонид Слуцкий, а также сенаторы.
Отвечая на вопрос, насколько справедливы опасения по поводу того, что принятие этих поправок является подготовкой базы для мобилизации, депутат сказал, что они «неоправданны абсолютно».
«Всеобщей мобилизации не будет. Об этом не раз говорил и непосредственно говорит президент устами своего пресс-секретаря Дмитрия Пескова и многие другие политики федерального уровня. «Закон» не равно «мобилизация», — утверждает Картаполов.
По его словам, поправки принимаются «не конкретно под специальную военную операцию», а для того, чтобы их «исполнять долгое время», по крайней мере до тех пор пока необходимость в них не отпадет.
Парламентарий также пояснил, что военным временем считается «период, когда государство ведет боевые действия при помощи своих вооруженных сил на одном или нескольких направлениях». При этом военное положение может вводиться как на всей территории страны, так и в отдельных регионах — например, там, где непосредственно идут боевые действия, чтобы «создать условия для выполнения задач вооруженных сил и других формирований».
Говоря о том, планируется ли сейчас объявлять военное положение или военное время, Картаполов не исключил такой возможности в отдельных регионах.
«Видите ли, это хоть и специальная, но все-таки военная операция. Поэтому я не исключаю, что в отдельных местностях такое положение может быть введено», — сказал он.
В России существуют отдельные федеральные законы «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (N 31-ФЗ) и «О военном положении» (N 1-ФКЗ).
Мобилизацию могут объявлять как до введения военного положения, так и при введении военного положения. Она может быть общей или частичной. Призыву подлежат граждане, пребывающие в запасе, но при этом не имеющие права на отсрочку.
Поводом для введения военного положения являются:
- вторжение иностранного государства на территорию России, оккупация любой ее части;
- бомбардировка иностранными вооруженными силами территории России;
- блокада портов или берегов России;
- нападение вооруженных сил иностранного государства на ВС России вне зависимости от места их дислокации;
- действия иностранного государства, позволяющего использовать свою территорию другому государству для совершения акта агрессии против России;
- засылка иностранным государством вооруженных банд, групп, иррегулярных сил и наемников для осуществления агрессии против России.
В пример глава комитетов по обороне привел «области, приграничные с Украиной, которые практически ежедневно подвергаются обстрелам». «Там нужно защищать наших мирных граждан, надо применять специальные меры вооружения — той же противовоздушной обороне. Безусловно, это будет накладывать определенные сложности, которые можно максимально эффективно решать только в условиях военного положения», — считает он.
Военное положение в приграничных районах в случае его введения будет аналогично «режиму контртеррористической операции, который во время первой и второй чеченских войн объявлялся на приграничных территориях», пояснил Картаполов.
«На Ставрополье, например. Во время военного положения вся власть в регионе полностью переходит к военной администрации, вводятся ограничения на передвижения граждан — тот же комендантский час, — особый режим работы критических объектов инфраструктуры, запрет въезда-выезда и так далее», — уточнил он.
Термин «боевые действия» определяет организованные действия воинских частей в определенный период времени по выполнению боевых задач — в частности, к ним относятся и специальные военные операции, пояснила РБК сенатор Ольга Ковитиди. Боевые действия не обязательно связаны с военным положением или состоянием войны, добавила она. Под вооруженным конфликтом понимается вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами или сторонами.
В частности, авторы поправок предложили ужесточить уголовную ответственность за «неисполнение подчиненным приказа начальника» в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, «а равно отказ от участия в военных или боевых действиях», за самовольное оставление части, за дезертирство. Кроме того, предусматривается уголовное наказание за добровольную сдачу в плен, мародерство и срыв гособоронзаказа.
Российская сторона после начала военных действий на Украине неоднократно отрицала планы объявить мобилизацию. Поправки о мобилизации были приняты Госдумой в один день с объявлением о проведении референдумов о вхождении в состав России в ДНР, ЛНР, а также подконтрольных российским военным территориях Херсонской и Запорожской областей — везде голосование намечено на 23–27 сентября. США и ЕС заявили, что не признают итоги референдумов, в Киеве заявили, что итоги голосования «ничего не изменят».