И.Рабер: Я член лужковской команды и отрекаться не собираюсь
Кроме того, одна из двух женщин во главе административных округов Москвы выразила свое мнение относительно того, что должен сделать новый мэр, как победить пробки и где пройдет метро и скоростной трамвай.
Про отставку Ю.Лужкова: "Мэр должен был уйти с почетом"
И.Рабер, несмотря на отставку Ю.Лужкова, продолжает причислять себя к членам его команды. "Я много лет работала с Юрием Михайловичем. Я знала его еще до его работы в правительстве, мы с ним работали на одной территории, Бабушкинском районе Москвы. Ю.Лужков был директором крупного предприятия и депутатом Московского совета от Бабушкинского района, а я была депутатом районного совета. Все, кто работал с Юрием Михайловичем столь продолжительное время в одной команде, должны считаться членами его команды. Здесь никто не отрекается от этого - и я в том числе", - подчеркивает она.
Давняя соратница бывшего московского мэра сожалеет о том, как прошло его увольнение, потому что за время работы Ю.Лужкова в городе и для города было сделано очень много. "Человек, который столько сил отдал Москве, с моей точки зрения, должен был уйти с почетом", - уверена она.
Префект СВАО отказалась от оценок реакции "Единой России" на отставку Ю.Лужкова, потому что оценивать действия организации, не являясь членом партии, неправильно.
Правда, и в движение, о создании которого заявил бывший московский мэр, И.Рабер вступать пока не готова. "Вы знаете, я сознательно отошла от политики. Я долгое время была членом Коммунистической партии и даже возглавляла районную партийную организацию. Тогда вступала в партию сознательно. Сейчас мне думается, хозяйственным руководителям партийная принадлежность даже вредит, они должны быть вне политики", - поясняет она. При этом префект разделяет некоторые политические взгляды бывшего шефа, например, считает, что система прямых выборов мэра демократичнее ("мы же выбираем президента") и имеет много плюсов, хотя есть и некоторые минусы.
О действиях временного правительства Москвы: "К переносу памятников я отношусь плохо"
К наделавшим шум решениям и инициативам временного руководства города префект СВАО относится по-разному. "К демонтажу памятников, их переносу и сдаче в утиль я отношусь плохо. Я считаю, что любой памятник – символ определенной эпохи. Если он там появился, значит ему там место. Его можно критиковать, но переносить с места на место, во-первых, дело дорогостоящее, и, с моей точки зрения, вряд ли целесообразное, особенно сейчас, когда у нас не так много средств в бюджете, чтобы решать более насущные проблемы. Что касается приостановки некоторых градостроительных решений, в этом я вижу смысл. Действительно, иногда бывают приняты не самые удачные решения. Лучше несколько раз еще до начала строительства, пока есть возможность, услышать разные точки зрения и принять наиболее грамотное, взвешенное решение. Бывали случаи, когда приостанавливали проекты, дорабатывали, вносили улучшающие изменения, и это пошло всем на пользу", - считает И.Рабер.
Особых перестановок в московском правительстве И.Рабер пока не заметила: "Один из членов правительства Александр Рябинин написал заявление, но он на самом деле давно собирался оставить свой пост. Не было большой неожиданностью, что после ухода Юрия Михайловича он решил реализовать свое желание. Отставка Олега Львовича Митволя для меня была неожиданностью. Он не так давно работал в московском правительстве и, честно говоря, я не знаю, за что конкретно он был снят. Я не настолько хорошо информирована, чем конкретно недовольны жители, в СМИ появлялись какие-то отдельные заметки. Город большой, мнения у людей бывают различные. Так что это все рабочие моменты, но, по всей видимости, городскому руководству виднее".
О выборе нового градоначальника: "С нами никто не советовался"
На вопрос, принимала ли участие глава Северо-Восточного округа столицы в консультациях по выбору кандидатов от "Единой России" на пост мэра, она отвечает отрицательно. "Честно говоря, и времени-то особенно не было, нужно было заниматься текущими делами, к тому же это совпало с хозяйственным периодом: подготовка к зиме, начало нового учебного года. Каждый мог бы высказать свои предложения, если бы эти предложения были у нас спрошены. Если придет руководитель, которому будет интересна наша точка зрения и наш опыт, мы с удовольствием ими поделимся", - отмечает И.Рабер. Она говорит, что не знакома с Сергеем Собяниным, видела его только как руководителя высокого ранга, лично с ним не общалась.
Основной задачей нового мэра И.Рабер считает решение проблемы пробок, расширение дорог, съездов и развязок. Мне кажется, это больше всего раздражает людей, это самая большая проблема города, тут нужны радикальные меры. Такой радикальной мерой может стать и запрет на въезд машин в центр города. "Мы запретительными мерами не пользуемся, а во многих странах пользуются. В Сингапуре человек не может пойти и купить столько машин, сколько он считает нужным на одну семью. В США есть выделенная полоса - car pool, куда не может выехать машина, если водитель везет сам себя. А у нас сплошь и рядом: едет большая-большая машина, а в ней одна маленькая-маленькая девочка занимает две полосы, да еще паркуется, где хочет. В какой стране можно припарковаться, где захотел? Тут же оштрафуют, штраф будет непомерным. У нас запретительные меры вводятся очень редко и очень осторожно. Наверное, здесь должны использоваться, в том числе, и законодательные решения, которые помогут улучшить ситуацию. Например, нужно выделять полосу для движения городского транспорта", - считает И.Рабер.
В строительстве дорог, по мнению И.Рабер, надо делать ставку не на строительство колец: "Нужно идти вторым ярусом и можно это сделать. Например, строить дороги вдоль железных дорог, где не нужно особенно ничего сносить, проходить через лес. Нужно МКАД совершенствовать - у нас очень плохие съезды, нет разгонных полос".
Еще одна задача будущего мэра– это гаражное строительство и перехватывающие парковки. "Машины из загорода идут очень большим потоком, они их бросают в наших дворах, на наших тротуарах – им машины девать некуда. Была программа перехватывающих парковок, но она не была реализована, нужно ее обязательно реализовать. Транспортно-пересадочные узлы – это очень важно. Вопрос транспортного строительства – очень сложный вопрос, дорожная сеть не была рассчитана на такое резкое увеличение парка машин. Все остальное идет, может быть, чуть медленнее, скажем, вопросы капитального строительства. Там все налажено, только все зависит, сколько денег можно потратить. Я думаю, что новому мэру будет много чем заняться в Москве в ближайшие годы", - говорит префект.
О скандальном уголовном деле против чиновников префектуры .
И.Рабер рассказала и про уголовное дело, в котором фигурирует префектура СВАО. (Сначала СМИ написали о том, что дело возбуждено в отношении самого префекта, правда, позднее эту информацию опровергли). "Расследуется уголовное дело по факту, не по конкретному лицу. Идет просто рассмотрение вопроса, связанного с проведением конкурсной процедуры по отбору управляющей компании, которая осуществляет подготовку конкурсов. Про возбуждение дела в отношении меня – это просто недостоверная информация, она потом была опровергнута, у меня даже есть официальные извинения. Просто тема московских властей сейчас слишком животрепещуща, в другой период времени на это никто бы внимания не обратил, а сейчас вокруг дела произошел эмоциональный взрыв. Ничего, переживем", - отвечает И.Рабер.
Про монорельс до МКАДа, Ярославку, метро и скоростной трамвай
Также префект СВАО поведала РБК о том, что делается для решения транспортных проблем в ее округе. По мнению И.Рабер, часто критикуемый в СМИ первый московский монорельс себя оправдывает – "с него и достопримечательностями можно полюбоваться и над пробками проскочить". "Да и альтернативы не было, - объясняет глава округа, - с точки зрения экономики, этот транспорт не такой дешевый, но он применен в этом месте, потому что нужно было перешагнуть через железную дорогу, а по-другому это невозможно".
Как рассказала И. Рабер, изначально монорельс должен был идти в сторону МКАД по Ярославке, но из-за того, что не хватило средств, проект был остановлен. "Мы бы хотели, чтобы у монорельса было продолжение, потому что эта связь у нас тоже очень сложная. Туда другой транспорт не проложишь, потому что с одной стороны Лосиный остров, а с другой стороны - железная дорога. Монорельс мог бы решить эту задачу, но будет ли он возобновлен, трудно сказать", - говорит И.Рабер. Она отмечает, что во многих густонаселенных городах Японии монорельс прекрасно используется и себя оправдывает.
Другим лекарством от пробок могло бы стать расширение Ярославского шоссе. Планировалось его расширить до пяти полос, но, по словам префекта, все опять же упирается в финансирование. Власти округа надеются, что, если с нового года заработает дорожный фонд, строительство пойдет быстрее.
Спросили мы у префекта и про планы развития в округе метрополитена. Ставка сделана на Люблинскую ветку, а вопрос о продолжении Калужско-Рижской линии даже не рассматривается, она уже перегружена сверх меры. Люблинскую же планируется продолжить в сторону Бескудниково. "В программе эта ветка есть, а дальше все будет зависеть от финансовых ресурсов. Но мы говорим о еще одном виде транспорта – скоростном трамвае. В ноябре на заседании правительства будет рассматриваться вопрос о ветке, которая пойдет из поселка Северный и придет к платформе Лось. Это будет совершенно новая связка, которой у нас сейчас нет. Это очень важно - кроме тех дорог, которые мы имеем, устанавливать хордовые и поперченные связи, чтобы можно было делать переезды и переходы", - отмечает И.Рабер и надеется на то, что эти планы будут реализованы в относительно короткие сроки.
Про свое будущее на должности префекта
На вопрос, готова ли она работать с новым мэром города (разговор проходил за несколько часов до объявления кандидатуры Сергея Собянина), И.Рабер заявила: "Приоритетом должно являться мнение руководителя: кого он хочет пригласить в свою команду и какими критериями он будет руководствоваться, поэтому тут сложный вопрос".