Минсвязи предложило подписать новую конвенцию ООН по интернету
Как следует из опубликованного на сайте министерства сообщения, заявление министра было сделано на конференции Международного союза электросвязи (МСЭ) в Южной Корее.
«Велики риски умышленного нарушения работы национальных сегментов сети или полного отключения стран от интернета без объяснений и без ссылок на нормы международного права», – сказал Никифоров. Он отметил, что распространение интернета делает мир «все более уязвимым».
Иллюстрируя роль государства в управлении инфраструктурой сети, министр сослался на отключение интернета в начале заседания у всех присутствующих.
«Это сделал бизнес? Нет, это сделал не бизнес. Или, может быть, это было решение с участием всех заинтересованных сторон? Нет, это сделало государство, на территории которого мы с вами находимся. И сделало это для безопасности. Кто-то в зале встал и выразил протест? Нет», – заметил он.
Россия не подписала Будапештскую конвенцию Совета Европы 2001 года по борьбе с киберпреступностью. Поводом для неприсоединения к соглашению, которое подписали США, Япония, Австралия и другие страны, стало записанное в документе право спецслужб одних стран проникать в киберпространство других стран и проводить там операции, не сообщая об этом в местные органы власти.
Россия предложила странам ООН свой проект конвенции «Об обеспечении международной информационной безопасности». В нем провозглашается принцип неделимости безопасности. «Ни одно государство не будет предпринимать попыток добиться господства в информационном пространстве над другими государствами», – говорится в документе. Кроме того, согласно проекту конвенции, государства обязуются «не использовать информационно-коммуникационные технологии для вмешательства в дела, относящиеся к внутренней компетенции другого государства» и «воздерживаться от клеветнических утверждений, оскорбительной или враждебной пропаганды для осуществления интервенции или вмешательства во внутренние дела других государств».
При этом национальные сегменты сети попадают под суверенное управление соответствующих государств. «Каждое государство вправе устанавливать суверенные нормы и управлять в соответствии с национальными законами своим информационным пространством», – говорится в документе.
Правительства в соответствии с этой концепцией могут вводить ограничения «в целях защиты национальной и общественной безопасности», степень угрозы каждая страна будет понимать по-своему.
1 октября 2014 года состоялось заседание Совета Безопасности РФ, посвященное вопросам информационной безопасности. По его итогам Никифоров рассказал, что Россия будет принимать меры по повышению безопасности российского сегмента.
«Это создание определенных дублирующих элементов инфраструктуры и договоренности с нашими коллегами, странами-партнерами о выстраивании таких независимых элементов инфраструктуры, позволяющих работать не только российскому сегменту сети, но и многим другим сегментам стран», – пояснил тогда Никифоров.
Кроме того, Никифоров сообщил, что по итогам прошедших в июле учений выяснилось, что российский сегмент интернета уязвим для атак. «Определенные мероприятия уже предпринимаются по итогам учений, которые проходили в июле этого года. Они проводились совместно с ФСБ, Минобороны на площадке нашего Министерства связи, в том числе с ведущими операторами связи РФ. К подобным деструктивным воздействиям мы готовы. Предстоит немало сделать для того, чтобы российский сегмент полноценно функционировал, и, что важно, функционировал не изолированно, а вместе с сегментами других стран при любых стечениях обстоятельств», – сказал министр.
На конференции министр связи заявил о необходимости «разработки и принятия международной конвенции по управлению инфраструктурой интернета». Название конвенции отличается от предложенного ранее ООН проекта. Поскольку текст предложенного Никифоровым документа еще не опубликован, трудно сказать, насколько он будет отличаться от предыдущего по концепции.