Путинский закон о защите Корана и Библии предложили расширить
С практически единодушным предложением расширить список текстов, которые нельзя признавать экстремистскими, религиозные деятели выступили на расширенном заседании думского комитета по делам общественных организаций. Собрание было посвящено обсуждению президентского законопроекта, внесенного на прошлой неделе.
Владимир Путин внес в Госдуму поправки к федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности». Законопроект предлагает запретить признавать экстремистскими тексты четырех религиозных писаний. «Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами», — говорится в документе. Проект закона будет рассмотрен Госдумой в первом чтении в пятницу.
В законопроекте не упоминаются другие священные тексты, которые важны для ислама, отметил первый зампредседателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман России Рушан Аббясов. Помимо Корана есть еще один важный источник — Сунна, сказал он. «Если книги носят угрожающий характер и неправильное толкование, мы их сами будем стараться не допускать до массового распространения», — добавил Аббясов.
Представитель РПЦ священник Роман Богдасаров предложил внести в список текстов Ветхий и Новый Завет, а также постановления церковных поместных, вселенских и архиерейских соборов, канонические правила, богослужебные тексты, творения святых.
Руководитель пресс-службы главного раввина России Андрей Глоцер поддержал расширение списка, высказавшись за временной принцип его составления. «Мы предлагаем два способа защиты текстов от нападок на предмет экстремизма. Это может быть постоянно дополняемый список литературы, потому что сразу его составить не получится. Или все книги, которые писались богословами и срок их древности более 100–150 лет, не рассматривать на предмет экстремизма», — сказал он. По словам Глоцера, «на острие атаки» антиэкстремистского законодательства должны быть современные интерпретации священных писаний.Постоянный представитель буддийской традиционной Сангхи России Андрей Бальжиров сказал лишь, что президентский законопроект актуальный и своевременный.
Против расширения списка на данном этапе выступил первый зампредседателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской Константин Бендас. Логично закрепить только четыре основополагающих источника во избежание спекуляций типа «а вот давайте это и еще это», а «дальше мы увидим правоприменительную практику и поймем, следует ли расширять этот список», считает он.
Председатель комитета по делам общественных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) резюмировал: составить исчерпывающий список сейчас невозможно. Поэтому он предложил поддержать нововведения концептуально. Комитет поддержал приятие законопроекта в первом чтении. Накануне в понедельник то же сделал и комитет по безопасности и противодействию коррупции под руководством Ирины Яровой.
Президент внес законопроект спустя месяц, после того как глава Чечни Рамзан Кадыров выступил с резкой критикой решения суда Южно-Сахалинска. Суд признал экстремистским материалом книгу «Мольба к Богу: ее значение и место в исламе». Экстремистскими суд признал цитаты суры «Аль-Фатиха» и «Аль-Джинн». «Я требую строгого наказания для провокаторов, принявших данное судебное решение и пытающихся взорвать ситуацию в нашей стране. Если же должным законным образом с ними не разберутся, то в первую очередь из меня сделают преступника. Я лично призову их к ответу», — пообещал Кадыров.
В ответ Генпрокуратура назвала недопустимым оскорбление судей, «тем более публично». «Правовые вопросы необходимо решать в правовом поле», — подчеркнули в ведомстве.