Дума попросила власти: зачем Володин хочет изменить Конституцию
Что предлагает Вячеслав Володин
Нормы действующей Конституции России целесообразно пересмотреть, чтобы расширить полномочия парламента и устранить существующий дисбаланс ветвей власти, заявил в понедельник, 21 января, журналистам председатель Госдумы Вячеслав Володин.
«Это позволило бы в том числе устранить целый ряд недостатков нашей Конституции, которые, как отмечают и председатель Конституционного суда, и многие другие специалисты, связаны с отсутствием должного баланса в системе сдержек и противовесов ветвей власти, креном в пользу исполнительной ветви власти», — сказал спикер ТАСС.
Он назвал одной из важнейших поправок к Конституции введенную в 2008 году норму, в соответствии с которой правительство России ежегодно отчитывается перед Госдумой о результатах своей деятельности, в том числе по поставленным ею вопросам (п. «в» ч. 1 ст. 103 Конституции).
«Таким образом, направление реализованных конституционных новаций уже задавало вектор на обеспечение более точного баланса ветвей власти. Следует развивать эту логику дальше: в частности, уточнить и детализировать отчетность правительства перед парламентом именно по вопросам, поставленным Государственной думой, в том числе по вопросам правоприменения», — отметил Володин.
Он также назвал другое направление возможных изменений Основного закона — совершенствование защиты социальных прав россиян. Появление «новых социально-экономических практик, например профессий и форм занятости», которые не в полной мере подпадают под правовое регулирование, привело к тому, что механизмы трудовых и иных социальных прав в этих сферах уже не обеспечивают эффективную реализацию конституционных норм, заявил Володин. «Реализация принципов социального государства, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, которые установлены статьей 7 Конституции, — это ключевой запрос общества к конституционной системе. По сути, это запрос на социальную справедливость», — пояснил председатель нижней палаты.
Инициатива не решает проблему дисбаланса
Заявление Володина демонстрирует естественное желание расширить полномочия структуры, за которую он отвечает, отмечает политолог Татьяна Становая. «К тому же разговоры о конституционной правке идут активно, он обозначает наличие своих интересов тут», — уточнила она.
Основные законодательные рычаги контроля за правительством: возможность крупнейшей парламентской фракции выдвигать кандидатуру на должность председателя кабинета, вотум недоверия, право парламента отправлять правительство в отставку, перечисляет член СПЧ, профессор кафедры конституционного и муниципального права Высшей школы экономики Илья Шаблинский. Кроме того, есть такой институт, как интерпелляция, когда парламент имеет право отправлять в отставку отдельных министров, продолжает эксперт.
Шаблинский убежден, что серьезных изменений за словами Володина не последует, это просто политическая риторика. «Имеющиеся в России формы контроля, такие как Счетная палата и парламентские расследования, самой Думой сведены к нулю, а Дума в нашей политической системе абсолютно несамостоятельна», — считает он.
«В 2008 году была внесена декоративная поправка в Конституцию: теперь ежегодно правительство должно отчитываться перед Думой. Это абсолютно бессмысленная и бесполезная вещь. Речь может идти об аналогичных изменениях», — считает юрист.
Володин говорит о необходимости обеспечить баланс во взаимоотношениях разных ветвей власти, но он ведет речь только о балансе между законодательной и исполнительной властями, но не упоминает баланс между парламентом и президентом, отмечает судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова. По Конституции институт президента не относится к исполнительной власти.
Известный принцип разделения властей строится на том, что этим двум властям противопоставлена независимая судебная, продолжает Морщакова. «Но суды не независимы, и никакого баланса между властями не будет, так как спор между парламентом и исполнительной властью не может относиться к предмету судебного разбирательства», — констатирует она.
«Ставить вопрос так — это сделать видимость, что полномочия парламента будут как-то усилены. Они будут усилены только внешне, потому что при наличии спора парламента и исполнительной власти некому будет разрешить этот спор», — отметила Морщакова.
По мнению судьи КС в отставке, Володин намерен закрепить за парламентом еще некоторые полномочия по контролю за исполнительной властью, однако это не обеспечит баланс. «Расклад сил при наличии партии абсолютного большинства, одного и того же в парламенте и правительстве, не изменится. Такая постановка вопроса кажется мне очень несистемной», — подчеркнула она.
Предложение вызвано социальным негативным фоном
Политолог Михаил Виноградов связывает высказывание Володина с попыткой бороться за место в новостной повестке и повысить собственный статус в глазах депутатов Думы, учитывая негативный информационный фон.
Володин поднимает вопрос о выполнении государством своих социальных гарантий, соблюдении базовых прав граждан в социально-экономической сфере — и это остро-актуальная тема после событий 2018 года, считает политолог Александр Пожалов. Повышение пенсионного возраста, вызвавшее серьезное разочарование людей в действиях власти, обострило в общественном сознании именно вопрос о социальном характере российского государства, объясняет Пожалов.
«Поэтому с политической точки зрения публичная дискуссия вокруг соблюдения социальных прав россиян, если она приведет к каким-то дополнительным гарантиям для людей в Конституции или действующих законах, может помочь власти нивелировать негатив от пенсионной реформы, обозначить и зафиксировать новые условия социального контракта между властью и обществом», — уверен эксперт.
Кто предлагал изменить Конституцию
Ранее тему изменения Конституции затронул в своей статье премьер-министр Дмитрий Медведев, по словам которого «Конституция в принципе должна быть вечной», но в ее текст могут вноситься поправки, которые направлены на актуализацию статуса органов власти. 31 декабря 2008 года, в первый год президентства Дмитрия Медведева, вступили в действие поправки в Конституцию, которые продлили на два года срок полномочий президента России (до шести лет), а срок полномочий Госдумы — на один год (до пяти лет).
В октябре 2018 года о недостатках Конституции, которые могут быть исправлены путем точечных изменений, говорил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. К таким недостаткам он отнес «отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов», крен в сторону исполнительной ветви власти и нечеткое распределение полномочий между президентом и правительством.
В конце декабря 2018 года во время встречи президента России с руководством обеих палат Федерального собрания Вячеслав Володин также сказал о наличии в обществе вопросов к принятой четверть века назад Конституции, актуальности и эффективности ее норм.
Владимир Путин в декабре 2018 года назвал Конституцию «живым организмом, который способен развиваться».