Постреволюционный Ближний Восток: больше ислама и радикализма
"Достаточно сложно предсказать, где в очередной раз взорвется. Тунис был самой стабильной страной Северной Африки. Египет на фоне своих соседей Судана и других стран региона был более чем стабилен, а обрушился с безумной скоростью", - считает Е.Сатановский.
Причина недовольства йеменских жителей аналогична той, что заполнила площади Туниса и Египта: "Президент Али Абдула Салех правит страной с 1978 года, с 1990 года он правит объединенным Йеменом. Его попытка привести сына во власть была встречена в штыки. Очевидно, Йемен будет расколот. Южный Йемен по преимуществу шиитский, Северный – суннитский. Они так и не срослись в единую страну: южные элиты ничего не получили, а попытка путча в 1994г. окончательно покончила с этой перспективой. Йемен был практически обречен на революционные движения".
Разногласия в Бахрейне имеют религиозный корень. "Абсолютное большинство населения Бахрейна – шииты, и это при суннитской династии двести лет подряд. А Иран вообще считает Бахрейн четырнадцатой провинцией, четырнадцатым останом Исламской Республики. И в этой ситуации стоило ожидать выступлений, как только прошли события в Тунисе и Египте. Местное население увидело, что, оказывается, можно сместить режим, и тоже вышло на улицы. Причем режим в Бахрейне самый что ни на есть демократичный, один из самых демократических в Заливе. Права женщин, парламент, права конфессиональных меньшинств", - отметил Е.Сатановский.
В Ливии ситуация развернулась неожиданным образом, режим Муаммара Каддафи казался очень прочным. Однако, несмотря на то, что Ливия – одна из самых серьезных нефтяных экономик мира, оказалось, что там 30% безработных.
"Безумный волюнтаризм М.Каддафи с его многомиллиардными проектами, которые умирали так же быстро, как рождались, с его военными авантюрами в Чаде и Судане, с его, в конце концов, тяжелыми наркотиками. Опять же он сделал попытку провести мало на это способных детей вслед за собой во власть. Он распоряжается всеми деньгами, всем в стране, при этом не будучи никем, не занимая никаких постов – он "лидер революции", он ни перед кем не отвечает за свои действия, его нельзя сменить.
Когда выяснилось, что у него слишком много бедняков, ливийцы подумали, сколько можно это терпеть? Оказалось, что терпение кончилось. А уж после того, как он попытался большой кровью подавить восстание и ударил по ливийцам руками наемников - африканских наемников, тунисских наемников, его не простят", - считает востоковед.
Говоря о будущем, он не испытывает оптимизма: "Арабский мир, Ближний Восток, конечно, станут другими. Будет больше ислама, больше радикализма".
Е.Сатановский считает, что в любой момент взорваться может любой регион - от Пакистана до Марокко, от территории Северной Африки до нашей границы.
Пример событий, которые может за собой повлечь революция, Е.Сатановский посоветовал искать в истории: "Жила-была Российская империя. В 1917 г. началась революция, а из танковых пушек в Европе кончили стрелять только в 1945 г. А потом в 1990-е гг. распалась Югославия - и наша страна распалась".