FT рассказала, как Россия продвигает влияние через мирный атом
Россия, на чью долю приходится почти половина всех международных соглашений по строительству новых АЭС, успешно продвигает свои атомные проекты в странах глобального Юга, что способствует укреплению ее международных связей и расширению влияния, пишет Financial Times (FT).
Как рассказал газете генеральный директор Всемирной ядерной ассоциации (WNA) Сама Бильбао-и-Леон, «Росатом» проделывает «потрясающую работу» в Бангладеш, где в настоящее время строится первая в стране АЭС мощностью 2400 МВт и стоимостью около $12 млрд.
Это один из крупнейших когда-либо инфраструктурных проектов в государстве с населением около 170 млн человек, отмечает FT. По завершении строительства станция сможет генерировать около 10% электроэнергии, необходимой стране, где большинство населения страдает от веерных отключений. Вместе с тем, пишет газета, Москва может использовать этот и подобные проекты, чтобы «связать страны на десятилетия и расширить свое влияние».
Как отмечает FT, основной мягкой силой для России всегда были нефть и газ, однако после начала спецоперации на Украине и жестких антироссийских санкций Кремль «лишился привычных рычагов влияния». В то же время атомный сектор, который не находится под санкциями, может создать «долгосрочные политические связи и исключает попытки Запада изолировать режим Путина».
По данным FT, до февраля 2022 года на долю России приходилось около половины всех международных соглашений по строительству АЭС, поставкам реакторов и топлива, выводу из эксплуатации или обращению с отходами. На долю ее основных конкурентов в секторе атомной энергетики — Китая, Франции, Японии, Южной Кореи и США приходилось около 40%.
Россия также доминирует в обогащении урана: по данным газеты, на нее приходится доля 27,7%, ближайшие конкуренты — Китай (6,3%) и США (4,9%).
Несмотря на санкции в отношении российских компаний и отраслей экономики, сегодня «Росатом» участвует в строительстве более трети новых реакторов, сооружаемых по всему миру, в том числе в Китае, Турции, Индии, Иране и Египте. «Отношения, которые Россия налаживает посредством ядерных проектов, превосходят даже длительные контракты на поставку трубопроводного газа», — говорится в статье.
FT напоминает, что строительство атомной электростанции занимает около десяти лет, а срок службы реактора для новых станций составляет порядка 60 лет. При этом подготовка к демонтажу, включая удаление радиоактивных частей, занимает еще 10–20 лет. «Для страны это очень долгосрочное обязательство, иметь российское присутствие. Это не просто фактическое строительство. Это целая экосистема», — заявила научный сотрудник программы ядерной политики Королевского института объединенных служб (RUSI) Дарья Долзикова.
Строя новые АЭС, «Росатом» часто использует модель «строй — владей — эксплуатируй», которая предполагает еще более высокую степень сотрудничества. Так, российская сторона предоставляет все необходимое для обеспечения работы станции, включая персонал, на протяжении всего срока реализации проекта. «Российская сторона относится к станциям так, будто те принадлежат «Росатому». Единственная роль принимающей страны — покупать электроэнергию у реактора», — указал профессор-исследователь Норвежского института международных отношений (NUPI) Кацпер Шулецкий.
FT пишет, что сегодня «Росатом» играет ключевую роль в усилиях Москвы по развитию отношений с глобальным Югом, а гендиректор госкорпорации Алексей Лихачев за последние два года посетил эти страны почти столько же раз, сколько за весь период с момента своего назначения в 2016-м по 2022 год. Так, компания подписала около двух десятков меморандумов о взаимопонимании со странами Африки и Латинской Америки, включая Зимбабве, Мали, Буркина-Фасо и Бразилию. Также «Росатом» начал подготовку к строительству первой АЭС в Гане и малого модульного реактора в Узбекистане.
Введение санкций против российского атомного сектора обсуждается в ЕС уже продолжительное время, однако пока блок воздерживается от такого шага. На этом настаивали, например, Польша и Литва, однако Венгрия и Болгария высказывались против. «Росатом», в частности, строит новые блоки для АЭС «Пакш» в Венгрии.
Власти России критикуют международные санкции, считая их нелегитимными. Глава МИДа Сергей Лавров отмечал, что последствия ограничительных мер заметны, но страна «постепенно адаптируется к новым реалиям».
«Росатом» — российская госкорпорация, объединяющая активы в сферах энергетики, машиностроения и строительства, следует из данных на сайте организации. На нее приходится около 20% от всей выработки электроэнергии в России. У «Росатома» есть проекты по строительству 39 блоков АЭС в десяти странах мира, компания занимается всеми технологическими цепочками ядерного топливного цикла — от добычи природного урана до завершающей стадии жизненного цикла атомных объектов.
Россия до начала конфликта на Украине была одним из основных поставщиков урана в западные страны, включая США. Однако с февраля 2022-го Москва перестала публиковать таможенную внешнеторговую статистику.