Краснов попросил от Эр-Рияда гарантий «незадержания» российских самолетов
Для открытия прямого авиасообщения с Саудовской Аравией России нужны гарантии того, что российские самолеты не будут задерживать в королевстве по запросу третьих стран в связи с санкциями, заявил генпрокурор Игорь Краснов на встрече с саудовским коллегой Саудом ибн Абдуллой Аль Муаджебом в Рио-де-Жанейро.
Прямое авиасообщение с Саудовской Аравией было прекращено из-за пандемии коронавируса. В 2022 году стороны обсуждали возобновление прямых перелетов. Краснов отметил, что с того момента была проделана «большая работа». В частности, определены две авиакомпании, которые готовы выполнять рейсы: российская Red Wings и саудовский лоукостер Flynas.
«Коммерсантъ» писал в сентябре, что прямое авиасообщение между странами могут возобновить с января 2025 года, а выполнять рейсы в Эр-Рияд и Джидду будут «Аэрофлот» и Flynas. Также постоянный допуск на полеты туда есть у UTair и Red Wings, отмечала газета.
«Единственным препятствием для возобновления полетов является отсутствие гарантий саудовской стороны о незадержании авиационной техники по запросам третьих стран в связи с незаконными санкциями. Буду признателен за ваше содействие в положительном решении данного вопроса соответствующими властями королевства. Уверен, что открытие прямого авиасообщения приведет к увеличению турпотоков и принесет пользу обоим государствам и нашим гражданам», — сказал Краснов (цитата по «РИА Новости»).
Red Wings входит в госкорпорацию «Ростех», которая находится под санкциями Великобритании, США и ЕС.
Генпрокурор Саудовской Аравии в ответ заверил, что права гражданских перевозок и самолетов, которые летают из России в королевство «защищены абсолютно». «Это входит в систему законов Саудовской Аравии. Я хочу успокоить вас, что это так и будет всегда в Саудовской Аравии. Я уверен, что эти права защищены, и никто не может на них посягать», — ответил Сауд ибн Абдулла Аль Муаджеб Аль Шариф (цитата по ТАСС).
После начала боевых действий на Украине США и ЕС ввели санкции, которые запрещают поставки в Россию самолетов и запчастей к ним. Иностранные лизингодатели после этого начали отзывать лайнеры из России. Росавиация рекомендовала отечественным перевозчикам, владеющим самолетами в иностранном лизинге, прекратить полеты за рубеж. Позднее был принят закон, позволяющий перерегистрировать в России такие лайнеры.
В 2023 году, как писал РБК, Росавиация рекомендовала не летать за рубеж на бортах, которые принадлежат попавшей под санкции США и ЕС Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), что может затронуть самолеты Airbus и Boeing, которые используют «Аэрофлот», «Россия», S7, АТК «Ямал» и «Аврора».
Один из самолетов авиакомпании «Волга-Днепр» — Ан-124-100 «Руслан» — был задержан в конце февраля 2022 года в Канаде, когда привез туда из Китая COVID-тест, из-за закрытия неба для российских бортов. После введения санкций против российского перевозчика самолет арестовали, премьер-министр Канады Джастин Трюдо обещал передать борт Украине.
Посол России в Канаде Олег Степанов в феврале этого года заявлял, что российская сторона расценивает конфискацию Ан-124 как «пиратство, незаконный захват». «Волга-Днепр» подала на власти Канады в суд.