В Facebook усомнились в пользе соцсетей для демократии
Facebook опубликовала два текста о влиянии соцсетей на демократию и политику и о фейковых новостях: один написан продукт-менеджером Самидхом Чакрабарти, другой — профессором юридического факультета Гарвардского университета (Гарвардской школы права) Кэссом Санштейном.
Сотрудник Facebook отмечает, что социальные сети «усиливают человеческие намерения» — как хорошие, так и плохие. В качестве примера последних Чакрабарти приводит распространение дезинформации и «разъедание демократии».
«Мне бы самому хотелось, чтобы я мог с уверенностью сказать, что позитивных сторон больше, чем негативных, но я не могу этого сделать», — пишет он. Но Чакрабарти также отмечает, что мир, в котором налажены каналы коммуникации, «может стать более демократическим».
Профессор Санштейн сравнивает вопрос о пользе соцсетей для демократии с вопросом о пользе автомобилей. «Автомобили — хороший способ передвижения? Абсолютно точно, но только в Соединенных Штатах в 2016 году в авариях погибли более 35 тыс. человек», — объясняет он. Для соцсетей фейковые новости и участившиеся случаи, когда люди живут в информационном коконе (т.е. окружают себя информацией, которая не противоречит их мировоззрению), — аналог ДТП, поясняет он. Они приводят к фрагментации общества, поляризации взглядов, экстремизму. «Если вы живете в информационном коконе, вы будете верить, что многие вещи — неправда, но вы не сможете понять, что бессчетное число вещей — правда. Это ужасно для демократии», — пишет Санштейн.
Ученый отмечает, что ситуация с поляризацией мнений в соцсетях не хуже, чем в газетах или на телевидении.
Ситуация с социальными сетями такая же, как с автомобилями, повторяет ученый: «С ними гораздо лучше, чем без них», но агрегирование похожих суждений является препятствием для их развития.
Часть политического истеблишмента США полагает, что Россия оказала влияние на общественное мнение в преддверии президентских выборов 2016 года, в том числе путем масштабной информационной кампании, чтобы повлиять на избирателей. В Facebook провели расследование и выяснили, что российские структуры во время выборов купили по меньшей мере 3 тыс. рекламных сообщений политического характера. Позднее в соцсети рассказали, что «российские посты» увидели около 126 млн жителей США. Представители Facebook также отметили, что эти посты продвигало «Агентство интернет-исследований». Журнал РБК провел собственное расследование и выяснил, что это агентство базируется в Санкт-Петербурге, а его сотрудники причастны более чем к ста сообществам и тематическим аккаунтам в соцсетях, тематика которых касалась американской внутриполитической жизни.
Власти России неоднократно отвергали обвинения о вмешательстве в президентские выборы в США. «Ни одного сюжета, фильма, выступления не было, пока американская выборная система не выдала результат в виде президента Трампа. Вот тогда все и началось — бездоказательные обвинения, поиски внешнего врага, стенания о «руке Кремля» — одним словом, песня половецких пленниц», — заявила 8 января официальные представитель МИДа Мария Захарова.