Кадыров призвал «уничтожить» семью экс-судьи в случае сопротивления
Семья экс-судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева, возможно, причастна к организации атаки на бывшего чеченского силовика в Турции, поэтому при сопротивлении их следует «уничтожить» как пособников террористов. Об этом в своем Telegram-канале сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.
Ранее, 20 января, сотрудники МВД Чечни задержали и вывезли из Нижнего Новгорода в Грозный супругу экс-судьи Зарему Мусаеву. Как отмечал министр связи республики Ахмед Дудаев, женщина была свидетелем по делу о мошенничестве, однако не отвечала на требования следователя явиться по месту жительства.
«Достаточно того, что Янгулбаевы призывают к терроризму и экстремизму, поддерживают его. Именно они, согласно слитой в Сеть третьими лицами переписке, организовали нападение в Турции на бывшего сотрудника правоохранительных органов из ЧР. Янгулбаевы в этой переписке сами признаются, что не без их участия было совершено это нападение и, судя по тону, вполне гордятся этим», — заявил Кадыров.
По его словам, из тех же файлов следует, что Янгулбаевы всей семьей поддерживали террористические группировки и планировали принять участие в организации целой сети. «Исходя из этого, я считаю, что их надо задержать, как того требует закон, и наказать. А если окажут сопротивление, то уничтожить как пособников террористов, кем они и являются», — добавил глава Чечни.
Кроме этого, Кадыров заявил о наличии доказательной базы по этому делу, и «никто из Янгулбаевых не отрицает это». «Это мое мнение, в котором я твердо убежден. Ну а жители Чеченской Республики, как я ранее говорил, настолько возмущены высказываниями Янгулбаевых в адрес всего народа, что, чувствую, церемониться с ними при встрече они не будут. <...> Так что пусть воспринимают Янгулбаевы и их защитники мои слова не как угрозу, а как заслуженное наказание», — заключил Кадыров.
В ответ на заявление Кадырова сын экс-судьи Абубакар Янгулбаев сообщил РБК, что его обвинения основываются только на словах, которые не подтверждаются фактами. «Насчет избиения сотрудника. Судя по информации, которую выкладывали ТГ-каналы, его поймали эмигрировавшие в Турцию чеченцы и совершили самосуд за его действия в качестве сотрудника. Я что там, что тут не поддерживаю насилие и высказывал в узком семейном кругу свое негативное отношение к таким акциям», — рассказал он.
Кроме этого, Янгулбаев призвал Кадырова не отвлекать внимание общества и «не держать в заложниках» его мать.
20 января «Комитет против пыток» (юрлица организации были признаны иноагентами, сейчас она работает без регистрации) сообщил о похищении Заремы Мусаевой вооруженными людьми, которые представились сотрудниками правоохранительных органов Чечни. При этом самого экс-судью задержать не удалось, поскольку он обладает неприкосновенностью. Правозащитники тогда указали, что из Нижнего Новгорода женщину, скорее всего, увезли в Чеченскую Республику.
21 января Кадыров подтвердил, что задержанную женщину доставили в Грозный, однако отметил, что уже в Грозном она «напала на сотрудника полиции и чуть не лишила его глаза» и «тем самым она уже заработала себе статью на реальный срок заключения». По его словам, «Янгулбаевым до вчерашнего случая трижды отправляли повестку», и Мусаевой стоило прийти к следователю, а не «доводить ситуацию до предела». Глава региона указал, что семью экс-судьи «ждет место либо в тюрьме, либо под землей». Он также выразил недоумение тем, что Сайди Янгулбаева еще не лишили статуса судьи, и призвал Верховный суд России исключить его из рядов судей.
В тот же день ЧГТРК «Грозный» в Instragram опубликовала видео, на котором Мусаева, болеющая диабетом, в разговоре с уполномоченным по правам человека в Чечне Мансуром Солтаевым говорит, что ей дали необходимые лекарства и что насилия к ней не применялось. Позже уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова попросила прокурора Чечни Шарпудди Абдул-Кадырова проверить ситуацию с задержанием Мусаевой. Она уточнила, что необходимо выяснить, было ли у сотрудников МВД Чечни разрешение действовать на территории Нижнего Новгорода и получала ли Мусаева повестку прийти на допрос к следователю.
22 января министр Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Ахмед Дудаев сообщил РБК, что особое внимание прессы и правозащитников к делу об аресте супруги экс-судьи связано с национальностью полицейских, проводивших задержание. Он также подчеркнул, что Мусаева была задержана в рамках закона, поскольку не отвечала на повестки следователя явиться в по месту жительства в качестве свидетеля в деле о мошенничестве.