Эксперт: Запад применит против М.Каддафи "золотого осла"
По мнению политолога, скорей всего, режим М.Каддафи рухнет, не выдержав напора, вопрос только в том, в какие сроки это произойдет. "Потому что я не исключаю, что речь может идти не столько о военном контрнаступлении оппозиции в Бенгази, сколько о внутреннем распаде режима. Вопрос в том, насколько те люди, которые сейчас с М.Каддафи, готовы идти с ним до конца. В этой ситуации речь идет о сроках, о количестве жертв", - прогнозирует А.Макаркин.
"М.Каддафи рассчитывал на то, что ему удастся выиграть несколько дней, чтобы занять всю страну, а потом поставить Запад перед фактом своего восстановленного контроля над Ливией, но у него не получилось. Я думаю, Запад постарается сделать операцию как можно более быстрой, потому что чем дольше она будет идти, тем больше будет возражений и протестов в мире. Сейчас удалось создать очень большую коалицию, значительно большую, чем против Саддама. Но если война будет продолжаться, то неизбежны потери среди мирного населения, и это будет вызывать протест", - уверен эксперт.
"Запад может попытаться сыграть осла, груженного золотом, который открывает любые ворота, или почти любые, то есть просто попытаться разложить режим М.Каддафи изнутри", - предполагает А.Макаркин. Такой метод применялся в Ираке в отношении саддамовского окружения. Ливийский Национальный совет, который Франция признала законным представителем интересов ливийского народа, во многом состоит из людей, связанных с М.Каддафи. Его возглавляет экс-министр юстиции, одним из видных деятелей оппозиции является их министр внутренних дел, а это может облегчить задачу перехода части других представителей окружения М.Каддафи на сторону оппозиции.
Политолог особо отмечает важность прецедента, когда внутренний конфликт в стране решается путем внешнего вмешательства, которое было санкционировано ООН. "Подобные случаи были, - вспоминает А.Макаркин. - Известный пример – Центральноафриканская империя в 1979г. Было такое государство, которое сменила Центральноафриканская республика, когда император стал убивать школьников, выходивших на демонстрации. Тогда Франция не выдержала и под напором общественного мнения ввела войска, и французы осуществили государственный переворот. Но это был период холодной войны, когда СССР входил в Афганистан, Америка входила в Гренаду, Франция – в Центральноафриканскую империю. Тогда Америка и Франция апеллировали к мнению региональных организаций, СССР апеллировала к необходимости защиты стабильности на своих границах и плюс к просьбам властей, включая Амина, которого наши убили сразу после ввода войск".
В отличие от событий 1970-80-х гг., отмечает политолог, сейчас действия легитимированы через Совет Безопасности ООН. То есть впервые проведена такая операция, когда Западу удалось провести решение через Совбез ООН. "Притом что Россия и Китай, как и некоторые другие страны, сочли за лучшее отойти в сторону - и не присоединяться, но и не протестовать", - подчеркнул А.Макаркин.
Будущее полковника М.Каддафи видится политологу не слишком завидным. "Чем ливийский сценарий принципиально отличается от тунисского и египетского? Бен Али смог убежать в Саудовскую Аравию, у Хосни Мубарака была такая же возможность, но он отказывался, и у него сохранилась возможность остаться в стране. А М.Каддафи некуда уходить".
А.Макаркин считает, что остаться в Ливии в качестве рядового гражданина он не сможет: слишком многие ливийцы его ненавидят. В арабских странах, как и на Западе, с полковником предпочли бы побеседовать не как с политическим мигрантом, а как с подозреваемым в преступлениях. У американцев к нему много вопросов в связи с терактами на дискотеке в Западном Берлине и взрывом американского самолета над шотландским городом Локбери. Есть вопросы к М.Каддафи по поводу судьбы лидера шиитского движения в Ливане у Ирана: есть подозрения, что он был убит или арестован по приказу М.Каддафи.
"Так что деваться ему особо некуда. Скрыться в какую-нибудь африканскую страну... Опять-таки, далеко не факт, что там примут, а если примут, то удастся ли поддерживать тот уровень жизни, к которому привык он и его семья, тоже большой вопрос. И на сколько примут: сегодня могут принять, а завтра могут и выгнать. Можно бежать в Латинскую Америку, к Уго Чавесу, например. Теоретически вариант возможный, практически - сложный. И не только потому, что объявлена воздушная блокада, но и потому, что есть политические проблемы. Тот же самый У.Чавес, равно как и президент Никарагуа Даниэль Ортега, опираются на поддержку беднейших слоев населения в своих странах. И когда приедет человек из Ливии, привыкший к очень широкой, роскошной жизни, к совсем другим жизненным стандартам, чем в этих странах, он окажется очень сильным раздражителем для собственных избирателей", - обрисовал возможные пути отступления ливийского лидера А.Макаркин.