Закон о выборах играет на руку коммунистам
Отныне все депутаты нижней палаты будут избираться по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов россиян, поданных за списки кандидатов. Это, безусловно, играет на руку коммунистам. Традиционно самые населенные центральные и южные регионы страны считаются «красными».
Списки кандидатов должны выдвигаться только политическими партиями, имеющими право участвовать в выборах. Закон не предусматривает создание избирательных блоков при проведении выборов. То есть теперь крупным политическим силам не будут мешать образованные только на время участия в избирательной кампании «группы товарищей по интересам». Преимущество получают КПРФ, ЛДПР и, разумеется, «партия власти», кто бы ею ни был. (До «Единой России» по одному депутатскому сроку «отмотали» «Демократический выбор», НДР и «Единство»).
В федеральный список должны входить не более 500 кандидатов, которыми могут быть не только члены партии, но и иные лица. Число последних не должно превышать 50% от общего числа кандидатов. Список может содержать общефедеральную часть (не более трех человек) и в обязательном порядке разбиваться на региональные группы кандидатов, числом не менее ста. При этом общее количество избирателей, зарегистрированных на территории, которой соответствует одна региональная группа, не может быть менее 650 тыс. человек и более 3 млн человек. Регистрация списков, согласно документу, осуществляется на основании подписей избирателей или денежного залога, причем партии, представленные в Госдуме, освобождаются от этой процедуры. Здесь опять же, как видим, парламентские партии КПРФ и ЛДПР получают преимущество.
Финансирование подготовки выборов будет проходить за счет средств федерального бюджета. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда партии составляет 400 млн руб. Еще один плюс для работающей «от двери к двери» КПРФ, поскольку ограничивает возможности ее богатых конкурентов, например, тех же жириновцев.
По результатам выборов в Госдуму проходят партии, преодолевшие 7%-ный барьер, но не менее двух, и при условии, что за них в совокупности подано более 60% голосов избирателей. В противном случае, выборы признаются несостоявшимися.
Закон также оставляет право за первой тройкой федерального списка или лидером региональной группы отказаться от депутатского мандата и передать его без каких-либо штрафных санкций другому члену своей партии. Напомним, что ЦИК настаивал на том, чтобы в этом случае депутатский мандат передавался другой партии.
В следующей Думе будет запрещен переход депутатов из одной фракции в другую. Это также укрепит положение КПРФ. Известно немало случаев, когда некие силы успешно дробили коммунистические ряды, соблазняя отдельных «зюгановцев» самыми разными посулами.
Таким образом, в результате преобразований в законодательстве, преимущества получают «партия власти» и старожилы, прошедшие несколько думских циклов. Этим как бы признается, что партия становится мощной, «профессиональной парламентской партией» только после трех-четырех побед на выборах. А всем недовольным, посоветуем перечитать Юлиана Семенова, который устами одного из своих героев ответил бы им так: «Никто так быстро не теряет профессионализма, как политик лишенный власти».
Нынешний закон – это, безусловно, еще один шаг к трехпартийной системе. В ней есть «партия власти», «партия оппозиции» и «партия тех, кто выступает против власти и оппозиции». В данном случае, «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР. Кстати, согласно опросу Аналитического центра Юрия Левады, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье то 7%-ный барьер смогли бы преодолеть именно эти три партии. «Единая Россия» получила бы 40% голосов, КПРФ - 20%, ЛДПР - около 10%.
Стоит отметить, что аргументы противников закона на этот раз звучали в обществе довольно слабо. К ним следует прислушаться, пожалуй, только вот по какому поводу. За пятнадцать лет существования Российской Федерации парламентские выборы еще ни разу не проводились по одному и тому же закону. Это будут уже шестые выборы, и все шесть проходили по-разному.
Поэтому не так страшны все эти поправки с точки зрения их идеологии (мажоритарной или пропорциональной), сколь неприятны тем, что правила игры постоянно меняются. А разве это демократично?