Теледебаты укрепили отрыв Макрона от Ле Пен перед вторым туром
Макрон возвращает лидерство
Второй тур президентских выборов во Франции, намеченный на 24 апреля, может создать прецедент: шансы действующего лидера страны Эмманюэля Макрона быть переизбранным на второй срок крайне велики. Добиться такого за последние 20 лет не удавалось ни одному французскому президенту. Как и в 2017 году, главным соперником Макрона станет председатель правой партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен. Пять лет назад их показатели были крайне близки в первом туре, но во втором Ле Пен проиграла с 34% голосов против 66% у Макрона.
В этот раз по итогам первого тура, прошедшего 10 апреля, действующий президент набрал 27,84%, Ле Пен — более 23,15%. Примечательно, что за месяц до голосования во Франции наблюдался рост популярности Макрона за счет его попыток урегулировать ситуацию на Украине: с начала российской специальной военной операции он более десяти раз звонил президенту России Владимиру Путину. По данным опросов, его личный рейтинг достигал 30%, и переизбрание казалось гарантированным. Ле Пен находилась на втором месте по популярности с 17% поддержки. Как только появилось понимание, что российская операция может занять длительное время, уровень поддержки начал меняться: рейтинг Макрона пополз вниз, а показатели Ле Пен расти — они прибавили 5%.
Во многом этому способствовала грамотная тактика лидера «Национального объединения». Ле Пен сконцентрировалась на нуждах рядовых французов, которые столкнулись с ростом цен, вызванным нестабильностью на рынке энергоносителей и последствиями введенных в отношении России санкций. В результате политическая модель издания The Economist по состоянию на 10 апреля предсказывала, что разрыв между претендентами во втором туре существенно сократится по сравнению с 2017 годом: Макрон, предположительно, набирал 53% голосов против 47% у его конкурентки. Вероятность второго срока действующего президента модель оценивала в 78%.
За десять дней, прошедших после первого тура, Макрону удалось немного выправить ситуацию: по состоянию на 20 апреля, еще перед теледебатами, политическая модель The Economist предсказывала во втором туре 55% голосов у Макрона и 45% у Ле Пен. Шансы первого на победу оценивались как 93% против 7%.
Улучшить показатели Макрону помогло понимание, что ему необходимо привлечь на свою сторону французов, проголосовавших в первом туре за лидера крайне левой партии «Непокорившаяся Франция» Жана-Люка Меланшона. В первом туре тот финишировал третьим, набрав 22%. Признав поражение, Меланшон сразу же обратился к своим сторонникам с призывом не отдавать ни одного голоса Марин Ле Пен, но прямо не поддержал Макрона. Учитывая, что большинство представителей электорального ядра Меланшона (а 22% голосов в первом туре — это почти 8 млн избирателей) относится к молодежи, действующий президент после 10 апреля существенно переформатировал свою экологическую повестку и включил в нее ряд идей Меланшона, отмечает Politico. В частности, Макрон заявил о намерении возложить на следующего премьер-министра «непосредственную ответственность за экологическое планирование» и назначить министров по энергетическому и экологическому планированию, чтобы они курировали реализацию «зеленых» инициатив.
Ле Пен перед вторым туром сконцентрировалась на жителях сельской местности, которые традиционно более склонны поддерживать ее партию, чем население крупных городов Франции.
Дискуссия осталась за Макроном
По традиции, за несколько дней до второго тура президентских выборов во Франции кандидаты участвуют в теледебатах, которые модерируют ведущие. Такая встреча лицом к лицу прошла 20 апреля в прайм-тайм телеканала France 2 и побила рекорд 10-летней давности по длительности прямого эфира — дебаты продолжались 2 часа 50 минут.
За это время Макрон и Ле Пен поспорили почти обо всем, начиная от климата, медицины и образования и кончая проблемами энергетики и будущего ЕС. Самые ожесточенные дебаты разгорелись вокруг идеи Ле Пен запретить ношение хиджаба, что, по словам Макрона, приведет к гражданской войне, и вокруг отношений двух кандидатов в президенты с Владимиром Путиным. В начале обсуждения украинской проблемы Ле Пен заявила о своей солидарности с народом Украины и неприемлемости военных действий России. Она напомнила, что поддержала санкции против российских банков и олигархов, но выступила против рестрикций на поставку энергоносителей. Также Ле Пен высказала мнение, что поставка Украине наступательных вооружений может превратить Францию в «союзника в войне».
В ответ Макрон заявил, что, говоря о России, Ле Пен «вела диалог со своими банкирами». «Вы зависите от российской власти, и вы зависите от Путина», — сказал он, отметив, что именно Россия финансировала ее избирательную кампанию в 2017 году. Ле Пен действительно посещала Москву перед президентскими выборами пять лет назад и была принята Путиным. Тогда ее заподозрили в том, что она получила финансирование от России, а именно кредит на €9,14 млн в Первом чешско-российском банке (ПЧРБ) в 2014 году. Позднее этот банк обанкротился, а долг Ле Пен перешел к российской фирме «Авиазапчасть», которая в декабре 2019 года попыталась через суд взыскать его.
Пытаясь оправдаться, Ле Пен напомнила, что ни один французский банк не был готов предоставить ей кредит на проведение избирательной кампании, из-за чего ей и пришлось прибегнуть к иностранному финансированию. Также она попыталась обвинить Макрона в том, что отказ в кредите мог быть связан с тем, что он в то время занимал пост министра экономики и финансов (на самом деле он покинул его летом 2016 года. — РБК). Макрон эти обвинения отверг. Ле Пен также упрекнула оппонента в симпатиях к Путину, припомнив, что за время своего президентского срока тот несколько раз приглашал российского лидера посетить Францию.
Победителем этого ожесточенного спора аудитория, как и пять лет назад, назвала Макрона. Как отмечает France 24, Ле Пен держалась гораздо увереннее чем в прошлый раз, но не смогла отразить все его атаки. Издание Le Monde и вовсе сравнило Макрона с удавом, который медленно сдавливал свою жертву. Cоцопрос компании Elabe, проведенный для французского телеканала BFM TV, дал такие результаты: Макрона признали победителем 59% опрошенных, а Ле Пен показалась более убедительной 39% респондентов.
В итоге прогностическая модель The Economist уже 21 апреля увеличила ожидаемый результат Макрона во втором туре до 56% голосов, а показатель Ле Пен снизила до 44%, оценив вероятность победы действующего президента в 94%.