За призывы к сепаратизму в интернете предлагают сажать на пять лет
Уголовное наказание за призывы к нарушению территориальной целостности России было введено в конце 2013г. по инициативе депутатов-коммунистов. Появилась новая статья УК 280.1, вступившая в силу 9 мая этого года. Проект ее изменения поздно вечером в среду внес в Госдуму председатель конституционного комитета Совфеда Андрей Клишас.
В первой части статьи, карающей за публичные призывы к сепаратизму без использования СМИ, сенатор предлагает установить минимальный размер штрафа в 100 тыс. руб., сохранив прежней (300 тыс. руб.) максимальную планку (раньше нижнего порога не было).
300-часовые обязательные работы законопроект предлагает заменить принудительными работами на срок до трех лет. Принудительные работы — более жесткая форма наказания, чем обязательные, указано в официальном отзыве правительства к законопроекту.
Максимальный срок заключения за то же преступление может быть увеличен на год — с действующих трех лет до четырех. Перечень наказаний предложено дополнить лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — оно будет обязательно сопровождать решение суда о лишении свободы осужденного.
Введенная с мая статья УК привилегированна по отношению к ст.280 УК — о наказании за призывы к экстремизм, которая также предусматривает наказание за призывы к покушению на территориальную целостность России, считает Клишас. Максимальный срок лишения свободы по антиэкстремистской статье был увеличен до четырех лет в феврале. Кроме того, она содержит дополнительное наказание в виде запрета занимать определенные должности, а антисепаратистская — нет, указывает автор законопроекта. Это создает конкуренцию норм уголовного законодательства и вносит правовую неопределенность, продолжает сенатор.
Действие ч.2 ст.280.1, которая сейчас предусматривает пятилетний срок лишения свободы за призывы к сепаратизму с использованием СМИ, "в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая интернет)", Клишас предлагает распространить на все онлайн-ресурсы – сайты, соцсети, блоги. Существующая формулировка, считает он, относится лишь к интернет-ресурсам, зарегистрированным в качестве СМИ. Предложенная сенатором формула предусматривает наказание за призывы к сепаратизму с использованием СМИ "либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая интернет)".
К пятилетнему сроку заключения за это преступление предложено добавить трехлетний запрет на замещение должностей и занятие определенными видами деятельности.
Правительство высказало к законопроекту замечания, но в целом его поддержало, у Верховного суда инициатива возражений не вызвала, следует из их официальных отзывов, приложенных к законопроекту.
Призывы к сепаратизму нужно пресекать по всему полю, в том числе в интернете, здесь не имеет значения , СМИ это или нет, считает заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству Александр Ремезков. Текста законопроекта депутат еще не видел, но идея, по его мнению, "имеет место для рассмотрения" комитетом.
Идея распространить действие закона на весь спектр интернета логична, считает депутат Госдумы от "Единой России" Роберт Шлегель. "Другое дело, что мера ответственности для обычного блогера и СМИ должна быть разной. Закон еще нужно обсудить с экспертами и всеми заинтересованными сторонами", — предлагает он.
Госдуме надо принимать поменьше запретительных законов, иначе власти придется столкнуться с опасными политическими последствиями, говорит завкафедрой новых медиа журфака МГУ Иван Засурский. "Законопроект — очень серьезное ужесточение правил общения между людьми. У нас создается база для введения ответственности за слова, а не действия", — подчеркивает он.
"Такими инициативами люди хотят заработать себе политический капитал, — уверен адвокат Дмитрий Аграновский. — На фоне нашей помощи Восточной Украине, вполне обоснованной, эти изменения вообще выглядят лицемерно".
Закон о сепаратизме может быть направлен против крымских татар, считает политолог Дмитрий Орешкин. "Меджлис настаивает на автономии, это может быть интерпретировано как сепаратизм. В Татарстане, кстати, тоже есть люди, которые выступают за предоставление республике больших полномочий. В их отношении закон тоже можно применить", — предполагает он.
Светлана Бочарова, Михаил Рубин, Мария Макутина, Анастасия Михайлова