Минск поддержал декларацию «Восточного партнерства» с «оговоркой»
Министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей, представлявший страну на саммите «Восточного партнерства» в Риге, заявил, что Минск поддержал итоговую декларацию с «оговоркой», чтобы «придать документу конструктивный характер».
«Это письменное заявление, которое мы попросили приложить в качестве официального документа [к декларации] <…> Можно назвать это оговоркой», — приводит слова министра Белта. По словам Макея, специальное заявление Минска по декларации саммита нацелено на то, чтобы итоговый документ «носил конструктивный и ориентированный на будущее характер».
«К сожалению, некоторые наши партнеры считают, что какие-то громкие эмоциональные заявления помогут решить проблемы, которые требуют каждодневных, настойчивых, огромных усилий. Они попытались включить громкие заявления, обвиняющие какие-то стороны, в заключительную декларацию Рижского саммита. Попытались представить это таким образом, что все проблемы, все, скажем, главные болезни «Восточного партнерства» заключаются лишь во внешних факторах», — сказал Макей, отметив, что это не так.
«Очень многое зависело и зависит от Европейского союза. Прежде чем кивать на кого-то, надо посмотреть на себя», — сказал Макей. Он напомнил, что во время прошлого саммита в Вильнюсе, который проводился в 2013 году, занимавшему тогда пост президента Украины Виктору Януковичу было четко сказано, что нужно либо подписать соглашение об ассоциации с ЕС, либо оказаться «где-то на другой стороне».
В этой связи, считает глава МИД Белоруссии, не только внешние факторы привели «Восточное партнерство» к тому, что оно сегодня находится на разломе. «И это надо откровенно признать <...> Это четко прозвучало в нашем сегодняшнем заявлении на саммите», — сказал он.
В пятницу участники саммита «Восточное партнерство» в Риге приняли итоговую декларацию. Этому событию предшествовали «нелегкие переговоры» по согласованию текста документа. Белоруссия и Армения, как сообщалось ранее, категорически отказались от подписания документа при условии, что в нем будет содержаться фраза об «аннексии Крыма». В итоге дипломаты ЕС сумели найти компромисс: формулировка «аннексия Крыма» осталась в декларации, но звучит в том контексте, что против нее выступают только страны ЕС.