США дали шанс второй компании Дерипаски покинуть санкционный список
Минфин США допустил возможность снятия санкций с группы компаний ГАЗ Олега Дерипаски, если миллиардер откажется от контроля над ней. Об этом говорится в пояснении Управления по контролю над иностранными активами (OFAC), занимающегося вопросами санкций, которое было опубликовано 22 мая.
«В соответствии с нормами OFAC, юридические и физические лица могут быть удалены [из санкционного списка] в случае изменения обстоятельств, которые привели к санкционным мерам. В случае группы ГАЗ при условии отсутствия других неблагоприятных сведений и в соответствии с фактами и обстоятельствами, изложенными в любом ходатайстве об исключении из списка, США могут снять или ослабить санкции в случае отказа всех лиц, находящихся под санкциями, в том числе Олега Дерипаски, от контроля над группой ГАЗ», — пояснили в Минфине США.
Кроме того, OFAC смягчил для группы ГАЗ условия санкций, продлив срок, в течение которого американские физические и юридические лица могут завершить сделки с компанией. Если ранее конечным сроком для прекращения сотрудничества с российской компанией было 5 июня, то теперь сроки партнерства с группой ГАЗ могут быть расширены до 23 октября 2018 года. Но это касается только контрактов и операций, которые были начаты или согласованы до 6 апреля, то есть до внесения группы ГАЗ в санкционный список.
Поправка OFAC
OFAC уточняет, что санкции могут быть сняты с группы ГАЗ в том случае, если ее перестанет контролировать Олег Дерипаска или любое другое физическое/юридическое лицо, находящееся в санкционном списке SDN («by any Specially Designated Nationals, including Oleg Deripaska»). Такое же уточнение теперь относится и к UC Rusal (в прежней формулировке, обещавшей снятие санкций с Rusal, речь шла только про контроль со стороны Дерипаски).
Представитель Минфина США в ответ на запрос РБК не стал раскрывать, почему OFAC подкорректировало формулировку условия для потенциального смягчения санкций в отношении Rusal. «В общем случае лица, находящиеся под санкциями, должны предъявить изменение обстоятельств, которые привели к их внесению в санкционный список, как, например, то, что они больше не принадлежат или не контролируются [физическими/юридическими] лицами из списка SDN», — только сказал представитель американского ведомства.
Публичным основанием для включения Rusal в санкционный список Минфин США называл тот факт, что Rusal находится в собственности или под контролем En+ Group. Если следовать этому обоснованию буквально и учитывая, что ни одно лицо SDN не должно контролировать Rusal, чтобы последняя могла претендовать на исключение из санкционного списка, это означает, что En+ (находится в списке SDN) должна прекратить контролировать Rusal. А для этого En+ понадобится поменять акционерное соглашение Rusal, которое сейчас дает En+ контролирующие права (другими участниками соглашения являются Sual Partners и Glencore), либо снизить долю в Rusal, так чтобы автоматически лишиться части прав по акционерному соглашению. En+ владеет 48% акций Rusal, но эта доля дает ей возможность контролировать Rusal через совет директоров.
У En+ может быть другая логика: как следует из сообщения компании 18 мая, она рассчитывает, что OFAC сначала снимет санкции с нее, «а вместе с ней и санкции с дочерних компаний, включая Rusal и «Евросибэнерго». Это так называемый план Баркера (названный в честь председателя совета директоров En+ Грегори Баркера), задачей которого стало снижение доли Дерипаски в En+ до менее чем 50% (с текущих 66%) и прекращение его влияния на совет директоров, что в совокупности должно привести к отмене его контроля над En+ и Rusal.
Представитель Дерипаски в ответ на запрос РБК от комментариев отказался.
Негатив сохраняется
В конце апреля En+ сообщила, что Дерипаска «принципиально согласился» снизить долю в En+ «до уровня ниже 50%». 18 мая миллиардер покинул состав совета директоров En+. Кроме того, он взял на себя обязательство не переизбираться в руководящие органы UC Rusal.
21 мая UC Rusal выпустила предупреждение для акционеров и потенциальных инвесторов, что угроза негативного влияния санкций на бизнес компании сохраняется.
6 апреля Дерипаска, компании En+, UC Rusal и другие структуры бизнесмена попали в санкционный список США (SDN). После этого UC Rusal сообщила, что из-за санкций возможны технические дефолты по ее долговым обязательствам; международные трейдеры перестали закупать алюминий компании, западные биржи приостановили торги ее металлом.
Позднее Минфин США заявил о возможности снятия санкций с UC Rusal в случае отказа Дерипаски от контроля над компанией. Однако бывший старший советник OFAC, эксперт Atlantic Council Брайан О’Тул в разговоре с РБК объяснял, что снижение структурами Дерипаски доли в En+ до уровня ниже 50% не обязательно приведет к снятию санкций. По словам О’Тула, OFAC после сделки изучит, сохраняет ли Дерипаска контроль над компанией и продолжает ли извлекать выгоду. Помимо этого, добавил он, наверняка будут приниматься во внимание и другие факторы и соображения.
Публичное акционерное общество «ГАЗ» на 65,56% (доля обыкновенных акций) принадлежит ООО «Русские машины» (группа Basic Element), следует из данных группы ГАЗ на 31 марта 2018 года. И «Русские машины», и Basic Element внесены в блокирующий санкционный список США как структуры, подконтрольные Дерипаске. Еще 17,5% акций ГАЗ принадлежали управляющей компании «Ингосстрах—Инвестиции», но 6 апреля, в день введения санкций против группы ГАЗ, доля была продана московскому ООО «Инвесттех». Поскольку акции ГАЗ торгуются на Московской бирже, среди миноритариев компании есть (или были) западные инвесторы: например, 2,2% акций на конец 2017 года принадлежали Норвежскому суверенному фонду.