FT узнала о тайной скупке СПГ-танкеров для расширения «теневого флота»
Тайные покупатели начали скупать десятки танкеров для перевозки СПГ, пишет газета Financial Times. Издание связывает это с расширением Россией своего «теневого флота» судов и подготовкой к ужесточению санкций.
По словам инсайдеров, несколько ранее неизвестных компаний, в основном зарегистрированных в ОАЭ, за последний год начали скупать СПГ-танкеры, что привело к росту рыночных цен, особенно на старые суда. По данным консалтинговой компании Windward, со второго квартала 2023 года более 50 судов для транспортировки СПГ перешли в собственность компаний, расположенных в ОАЭ. До этого такие сделки были редкостью, отмечает издание.
По данным аналитической компании Kpler, некоторые из недавно приобретенных СПГ-танкеров теперь ходят по маршрутам, традиционно используемым для поставок российского газа.
По данным судового брокера SSY, спрос на танкеры для СПГ привел к росту цен на суда старше 15 лет. В 2022 году судно для СПГ постройки 2007-го было продано примерно за $50 млн, в этом году другое было куплено уже за $80 млн.
«Рынок старых СПГ-танкеров с паровыми турбинами сократился из-за ужесточения экологических норм, а также значительного усовершенствования технологий. Однако сейчас мы наблюдаем возрождение этого типа судов. Одно из объяснений: они переходят в теневой флот», — считает управляющий директор по рынку СПГ SSY Тоби Данипэйс.
О том, что Россия может строить «теневой флот» для экспорта СПГ, в июне сообщал Bloomberg. Среди свидетельств агентство называло переход ряда танкеров в собственность малоизвестных компаний в Дубае, а также отсутствие информации о страховщиках.
В июне ЕС ввел новые санкции против России. В новый пакет ограничений вошел в том числе запрет на любые операции по реэкспорту через территорию Евросоюза российского СПГ в третьи страны. С прошлого ноября под санкциями США находится проект «Арктик СПГ-2».
В Кремле, комментируя ограничения в отношении «Арктик СПГ-2», заявили, что это создает дополнительные проблемы, но российские компании научились защищаться от рисков и адаптировались к санкциям. «И любая крупная российская компания в любой сфере — финансовой, производственной, строительной, добычной, транспортной в настоящее время прежде всего в своей работе хеджируется от санкционных рисков и составляет план действий на случай попадания под санкции», — сказали там.
В 2023 году Евросоюз импортировал около 18 млрд куб. м (около 13 млн т) российского СПГ, в основном по долгосрочным контрактам, подписанным до 2022-го, согласно оценке надзорного органа ЕС по энергетике — Агентства по взаимодействию регуляторов в сфере энергетики (ACER). Из этого объема 16 млрд куб. м — поставки с «Ямал СПГ», остальное — с «Портовой СПГ» и «Криогаза-Высоцк». При этом как минимум 1 млрд куб. м, «но, возможно, больше» было реэкспортировано на рынки Азии.