Осужденные по «болотному делу» останутся без УДО
Ярослав Белоусов, осужденный за участие в массовых беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года, отбудет весь свой срок наказания в заключении. Преображенский суд Москвы в пятницу по формальным основаниям не смог рассмотреть его ходатайство об УДО и направил материалы во ФСИН по Ставропольскому краю, в одной из колоний которого сейчас находится фигурант «болотного дела». Но дело не успеет даже поступить в суд: срок наказания Белоусова истечет через две недели, утром 8 сентября, и он должен быть освобожден.
Его адвокат Дмитрий Аграновский рассказал РБК, что сторона защиты теперь всерьез задумается о том, чтобы подать жалобу в Конституционный суд, чтобы оспорить порядок направления ходатайств о досрочном освобождении. «Осужденных фактически лишают возможности просить о досрочном освобождении, пока они находятся на этапах», — отмечает Аграновский.
Ходатайство об условно-досрочном освобождении своего подзащитного Аграновский подал еще в конце июня, после того как приговор по «болотному делу» вступил в силу, а Белоусову был назначен окончательный срок наказания в 2,5 года колонии. Прошение тогда было направлено в Тверской суд Москвы, так как осужденный находился в СИЗО «Бутырка». Но спустя некоторое время Белоусова перевели в «Матросскую тишину», и ходатайство передали в Преображенский суд. Пока материалы шли из суда в суд, Белоусов был этапирован из столицы, сначала в Волгоград, затем в Пятигорск, откуда он должен был отправиться в колонию в Ставропольском крае. Пока же он находится на пересылке, и его местонахождение достоверно не установлено, ни один суд не может рассмотреть ходатайство об УДО.
До звонка
Как стало известно РБК, кроме Белоусова ни один из семи осужденных к реальному лишению свободы по итогам первого «болотного дела» до сих пор не подал прошение о досрочном освобождении, хотя все они уже были доставлены в исправительные колонии.
Так, по словам адвоката Фарида Муртазина, его подзащитный Артем Савелов не будет просить об УДО по идеологическим соображениям. «Он не хочет этого делать принципиально, — отмечает Муртазин. — Он невиновен, но его осудили и отправили в колонию, он отбудет весь срок, ничего не попросив». Сейчас, по словам адвоката, он находится в исправительной колонии № 6 в Рязанской области.
Там же вместе с ним отбывают наказание Алексей Полихович и Андрей Барабанов. Их защитники также подтвердили РБК, что пока никаких прошений о досрочном освобождении подавать не будут.
Адвокат Барабанова Светлана Сидоркина заметила, что она и ее клиент планируют подавать прошение, но «не в ближайшее время». «Он в колонии совсем недавно, и нужно время, чтобы получить положительные характеристики от администрации колонии», — сказала она. По ее словам, ходатайство об УДО Барабанов может подать не раньше, чем через несколько месяцев.
«Мы сейчас занимаемся анализом всех обстоятельств и не решили вопрос о подаче ходатайства», — заявил адвокат Полиховича Алексей Мирошниченко.
Как заметил в разговоре с РБК Дмитрий Динзе , адвокат Дениса Луцкевича, еще одного осужденного по «болотному делу», «все дело в том, что многие парни приехали на зоны с багажом взысканий». «У Луцкевича сейчас 12 нарушений, а у Полиховича, как мне известно, вообще 15», — сказал Динзе. По мнению адвоката, все эти взыскания фигуранты «болотного дела» получили от администраций столичных СИЗО специально, чтобы не допустить их досрочного освобождения. «Когда Луцкевич содержался под следствием, у него не было взысканий, он ни на что не жаловался», — отмечает адвокат. Сейчас Луцкевич содержится в исправительной колонии в городе Тула.
В ближайшее время ходатайство об УДО готовится подавать только защитник осужденного Степана Зимина Сергей Панченко. «У Зимина такой плачевной картины с взысканиями и близко нет. Он же человек двухметрового роста, парень спокойный. У него за весь период содержания под стражей вообще проблем не было, — рассказал Панченко. — Осенью мы подадим ходатайство об УДО». Его подзащитный оказался в колонии в Тульской области, где живет в двухэтажном здании вместе с еще 100 заключенными.
Пока по УДО в апреле 2014 года был освобожден лишь один из фигурантов громкого дела, левый активист Константин Лебедев, обвинявшийся в организации массовых беспорядков. Он заключил сделку со следствием и дал показания против координаторов «Левого фронта» Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева. Последние были приговорены 24 июля к 4,5 годам колонии. С 11 июля на свободе также Михаил Косенко — в октябре прошлого года суд решил отправить страдающего вялотекущей шизофренией активиста на принудительное психиатрическое лечение.
Активист партии РПР-ПАРНАС Сергей Кривов, который получил самый большой срок (4 года) и право на условно-досрочное освобождение только 18 августа, по словам его адвоката Вячеслава Макарова до сих пор не доставлен в исправительную колонию в городе Брянске, где будет отбывать наказание. Ходатайство об УДО будет направлено в суд после его приезда, заверяет Макаров.
Адвокат отметил, что Кривова этапировали самым последним из Москвы из-за того, что он планировал сделать операцию на сердце (коронарное шутнирование), но в конце передумал. «Конечно, операцию делали бы в больнице, но реабилитацию ему пришлось бы проходить уже на зоне», — отмечает Макаров.
Он надеется, что состояние здоровья его подзащитного повлияет на решение об досрочном освобождении. Но при этом, по словам адвоката Макарова, в следственных изоляторах Кривов дважды объявлял голодовку, что было расценено руководством учреждений как противодействие администрации. Это может отразиться в личном деле и характеристиках Кривова.
Анастасия Михайлова