Бермуды частично отменили санкции против России
Правительство Бермудских островов предоставило Управлению гражданской авиации Бермуд (BCAA) лицензию, предусматривающую «некоторое освобождение от торговых санкций» для облегчения репатриации самолетов из России. Решение было принято 4 августа, документ опубликован 10 августа на сайте регулятора.
Бермудское управление авиации вправе выдавать индивидуальные разрешения юридическим или физическим лицам и специальные разрешения на полеты воздушным судам только в том случае, если это облегчит возвращение самолетов из России от имени владельцев, не являющихся российскими гражданами.
Регулятор опубликовал документ с перечнем судов 22 августа, в документе упомянуты 565 регистрационных номеров самолетов, которыми управляют разные российские авиакомпании: «Аэрофлот» (и его «дочки» — «Россия» и «Победа»), S7, AirBridgeCargo, Azur Air, Smartavia, Utair и другие.
Действие летных сертификатов зарегистрированных на Бермудах самолетов российских компаний власти островов приостановили в середине марта. По данным на 24 февраля, у российских перевозчиков было 768 зарегистрированных на Бермудах самолетов. Спустя почти три недели, к 11 марта, число зарегистрированных в иностранных реестрах самолетов снизилось до 739 из всего эксплуатируемых 1367 воздушных судов.
После вступления решения в силу российские авиакомпании не прекратили эксплуатацию самолетов, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на данные сервиса FlightRadar. Правительство России приостановило действие соглашения с Бермудами, регулирующего порядок надзора за зарегистрированными на этой территории самолетами, такое распоряжение подписал премьер Михаил Мишустин.
Российским авиакомпаниям затем разрешили регистрацию прав на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге, соответствующий закон подписал президент Владимир Путин. В документе говорилось, что решение принято «в целях защиты национальных интересов» и для «повышения устойчивости транспортного комплекса». Российские авиакомпании воспользовались этой возможностью, так поступили в конце марта, в частности, «Россия» и Utair.
При этом S7 и AirBridgeCargo в начале июля попросили власти позволить вернуть самолеты Boeing 737-8 МАХ из-за отсутствия сертификата и невозможности эксплуатации. Использование этих моделей воздушных судов запретили в 2019 году в связи с авиакатастрофами в Индонезии и Эфиопии, повторную сертификацию не провели.
В конце февраля власти ЕС, США, Великобритании и других стран ввели санкции против России, а также закрыли воздушное пространство для российских самолетов. Европейские страны наложили запрет на продажу России самолетов и авиазапчастей, незаконным также стало оказывать российским компаниям услуги по страхованию и техобслуживанию гражданских самолетов. Лизингодатели после этого стали отзывать свои самолеты из России, к концу марта арестованными в других государствах остались 78 самолетов, а западные компании потребовали вернуть более 500 воздушных судов общей стоимостью $20 млрд.
В начале августа Великобритания ослабила авиационные санкции против России, Лондон позволил предоставлять услуги по страхованию и перестрахованию судов, самолетов и компонентов к ним контрагентам, связанным с Россией.