Минпромторг предложил запретить импорт 70–80% товаров легпрома Турции
Ограничить ввоз турецкой одежды
О том, что Минпромторг предложил правительству ввести запрет на ввоз до 80% товаров легкой промышленности из Турции, заявил журналистам замглавы ведомства Виктор Евтухов, сообщил во вторник «Интерфакс».
Замминистра уточнил, что Минпромторг предлагает запретить ввоз до 70–80% продукции турецкой легкой промышленности. При этом он не уточнил, касается ли предложение ведомства только готовых изделий.
«Мы свои предложения сделали. Мы сделали предложения о том, что мы хотели бы запретить по товарам легкой промышленности, прежде всего для того, чтобы создать, конечно, благоприятные условия для наших производителей, которые способны заместить турецкие товары. Но какое будет принято решение, я сейчас не могу сказать», — сказал Евтухов. От дополнительных комментариев для РБК Евтухов через представителя отказался.
В Кремле заявили, что обоснование предложения Минпромторга нужно спрашивать у самого ведомства. На вопрос журналистов, может ли Кремль поддержать предложение Минпромторга, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что это дело правительства.
Пресс-секретарь вице-премьера правительства России Аркадия Дворковича Алия Самигуллина сказала, что в аппарате Дворковича (именно он курирует в правительстве эту тему) пока не видели предложений Минпромторга.
Сейчас товары легкой промышленности не входят в список турецких товаров, запрещенных к ввозу в Россию. Однако 16 декабря газета «Коммерсантъ» написала о планах России расширить антитурецкие санкции.
Что ввозим из Турции
Турция — пятый по величине торговый партнер России. Товарооборот России и Турции в 2014 году составил $31 млрд, за девять месяцев 2015 года — $18,1 млрд, из которых чуть более $3 млрд — импорт турецких товаров. Текстиль — вторая по величине статья импорта товаров из Турции в Россию (после продукции растительного происхождения). За девять месяцев 2015 года оттуда в Россию ввезли почти на $514 млн тканей и текстильных изделий и примерно на $48 млн обуви.
По данным исследовательской компании в индустрии моды Y-Consulting, доля Турции в 2014 году в импорте текстиля и одежды в Россию составила около 9%. Это — второе место после Китая, на который приходится около 30% импорта текстиля и одежды. Третье место — у Белоруссии (6%).
Турция поставляет в Россию ткани и текстильные товары, кожу и кожаные изделия, меховые изделия, одежду из текстиля, обувь.
Скорее всего, запрет на поставки из Турции, если он будет принят, коснется одежды, а не тканей, считает генеральный директор исследовательской компании в индустрии моды Y-Consulting Дарья Ядерная. «Наше правительство поощряет импортозамещение, и сейчас логичнее было бы запретить одежду, а не ткани, чтобы наладить собcтвенный пошив», — рассуждает она.
В основном из Турции завозят товары, произведенные по заказу крупных российских обувных и одежных ретейлеров, говорит коммерческий директор Fashion Consulting Group (FCG) Ануш Гаспарян. Доля товаров, произведенных в Турции, у отдельных ретейлеров доходит до 20% от всех заказов, добавляет она. «Среди тех, кто наиболее болезненно почувствует на себе запрет на турецкое, если он будет введен, — те, кто работают с мужским и женским костюмом, плательной группой, верхней одеждой, — рассуждает Гаспарян. — Быстро найти достойную замену турецким производителям будет сложно». Пошив в Китае, например, выгоден только при больших объемах, добавляет она.
«Глория Джинс» часть заказа размещает в Турции, рассказал РБК председатель совета директоров и основной владелец компании Владимир Мельников, однако долю и объемы поставок не назвал. Возможный запрет на поставки текстиля из Турции не окажет существенного влияния на бизнес «Глории Джинс», однако работать станет сложнее, говорит Мельников: «Какая разница, где шить? Хоть в Турции, хоть в Китае, хоть в России! Но если мы будем и дальше закрываться, то бизнес в России потихоньку умрет. Нельзя закрываться, надо только открываться».
Проблемы начались давно
О том, что у российских компаний начались проблемы со ввозом товаров из Турции, РБК писал 25 ноября. Проблемы с поставками есть до сих пор, знает Ядерная. Товары из Турции проходят долгий досмотр на таможне и по факту пока не поступают на территорию России, столкнувшись с этой проблемой, многие российские производители приняли решение просто развернуть свои грузовики до пересечения границы, говорит она.
«Я считаю, что с некоторыми трудностями, скорее всего, могут столкнуться бренды, чьи бенефициары ведут в Турцию, — добавляет Ядерная. — Например, Wakko, BGM, Waikiki, Colin’s и Mexx».
В понедельник, 20 декабря RNS со ссылкой на турецкий портал T24 сообщил, что фешн-бренды Zara, Mango и H&M якобы могут перенести пошив одежды из Турции в другие страны из-за российских санкций. РБК не удалось получить комментариев по этому вопросу у представителей Mango, H&M и Inditex (владеет брендом Zara). Однако вероятность того, что эти бренды могут отказаться от сотрудничества с Турцией из-за политических разногласий руководства страны с Кремлем, крайне мала, считает Дарья Ядерная: «Доля России в объеме продаж этих брендов минимальна, им куда проще перенаправить поток товара из Турции в другие страны, чем пересматривать вопрос сотрудничества с турецкими партнерами».
Однако некоторые российские компании уже прекратили работу с турецкими партнерами. Так, владелец обувной сети Zenden Андрей Павлов еще 25 ноября заявил, что его компания самостоятельно приняла решение приостановить размещение заказов в Турции: «В связи с последними событиями в ближайшее время мы сократим поставки обуви из Турции, в дальнейшем постараемся вовсе отказаться от размещения там производства. В приоритете — наращивание производства обуви в России и странах-союзниках». По словам Павлова, в Турции компания шила около 7% своей продукции: так, в 2014 году Zenden продала 7,2 млн пар, из них в Турции было произведено около 500 тыс. пар. «Основное производство у нас в Китае и России», — уточнил Павлов.
Также один из крупнейших российских обувных ретейлеров в ноябре этого года договорился с крупным турецким производителем обуви о размещении крупных заказов по пошиву обуви, однако после обострения отношений между странами турецкий партнер отказался от договоренностей: «Мы пока не понимаем, что означает это решение, возможно просто авторитарное решение владельца компании», — говорит собеседник РБК в компании-ретейлере.
На ценах для конечного потребителя запрет турецких тканей или одежды не скажется, считает Ядерная. Если ввозить из Турции запретят одежду, то Россия заместит ее поставками из Китая и Белоруссии, а также собственным производством. Ткани можно заместить товарами из стран СНГ, Китая, Индии и Бангладеш.
Цены на одежду в случае введения санкций в отношении Турции не вырастут, соглашается Ануш Гаспарян из FCG: «Переложить эти дополнительные расходы на своего покупателя сейчас, в условиях пониженного спроса, — непозволительно для компаний, — объясняет она. — Это приведет к оттоку покупателей, за которых сегодня приходится бороться». Тем не менее принудительная замена поставщиков всегда тяжело отражается на бизнес-процессах компаний: такие проблемы часто приводят к снижению маржи производителя, заключает Гаспарян.
При участии Полины Химшиашвили