СК ответил на попытки взыскать с России $50 млрд по делу ЮКОСа
В заявлении официального представителя Следственного комитета Владимира Маркина, которое распространило ведомство во вторник, указывается, что следствие проверяет сведения, представленные истцами международным и иностранным судам по делу о принудительном взыскании с России $50 млрд. Следствие интересует, насколько законным было приобретение и распоряжение истцами акций ЮКОСа.
По словам Маркина, в рамках проверки сведений о легализации денежных средств, вырученных от реализации ранее похищенного имущества, проведены обыски у ряда индивидуальных предпринимателей и иных лиц. СК предполагает, что они финансировались организациями, которые могли быть связаны с бывшими руководителями ЮКОСа Михаилом Ходорковским и Леонидом Невзлиным.
Во вторник утром следователи провели серию обысков у сотрудников «Открытой России». Среди тех, у кого были проведены обыски, оказалась и пресс-секретарь Ходорковского Кюлле Писпанен. Как сообщил позднее Маркин, обыски проводились в рамках основного дела ЮКОСа, которое было возбуждено в 2003 году.
Сам Ходорковский, комментируя действия СК, назвал их давлением на «Открытую Россию» и подчеркнул, что ни один из нынешних сотрудников этой организации не работал в компании ЮКОС.
Утром во вторник пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил журналистам, что Москва предпринимает юридические действия, направленные на защиту интересов страны. При этом он воздержался от дальнейших комментариев, сославшись на отсутствие достаточной информации.
Накануне стало известно, что бывшие акционеры ЮКОСа сумели добиться ареста платежей провайдера пусковых услуг Arianespace и спутникового оператора Eutelsat в адрес их российских контрагентов. Кроме того, акционеры ЮКОСа претендуют на арест собственности РФ у Air France. Поводом для этого стало решение Парижского апелляционного суда от 17 декабря. Судебный орган тогда отказал России в приостановке исполнения гаагских арбитражных решений о взыскании с России $50 млрд.
Летом 2014 года третейский суд в Гааге обязал Россию выплатить $50 млрд бывшим акционерам ЮКОСа. Вслед за этим в рамках исполнения решения суда за рубежом начался арест российских госактивов. В начале июня обеспечительные меры были наложены властями Бельгии. Практически одновременно в Париже было арестовано здание ФГУП «Госзагрансобственность» Управления делами президента России, где помещения арендует МИА «Россия сегодня». Во Франции и Бельгии также были арестованы счета агентства. Позже был наложен арест на пакет акций ВГТРК во французской Euronews S.A.
Российская сторона, опротестовывавшая решение, в частности, в суде округа Колумбия (США), утверждает, что Гаагский международный арбитраж «находился под влиянием непрерывной лоббистской и PR-кампании» бывших акционеров ЮКОСа и российских олигархов. Она также полагает, что ряд материалов, которые фигурируют в деле (примеры других судебных дел, заявления публичных фигур), являются попыткой очернить Российскую Федерацию, не имеют отношения к процессу и политически мотивированы.