Евросоюз решил отправить в Армению новую наблюдательную миссию
Почему Ереван предпочел помощь ЕС, а не РоссииКакую миссию согласовал Евросоюз
Главы МИД стран Евросоюза 23 января договорились отправить в Армению гражданскую мониторинговую миссию. Ее задача — «повышение доверия в приграничных районах Армении и создание условий, способствующих нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном». Как сообщается на сайте Евросовета, миссия согласована по запросу Еревана, ее сотрудники будут патрулировать территорию вдоль международно признанной границы Армении и сообщать о ситуации на местах.
Деятельность миссии рассчитана на два года. Ее руководитель будет назначен в ближайшее время. Глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель заявил, что этим шагом ЕС «запускает новую фазу в усилиях Евросоюза на Южном Кавказе».
Это вторая миссия ЕС в республику за последние месяцы — первую 6 октября 2022 года на четырехсторонней встрече в Праге согласовали президенты Азербайджана и Франции Ильхам Алиев и Эмманюэль Макрон, премьер-министр Армении Никол Пашинян и председатель Евросовета Шарль Мишель. 20 октября Евросоюз разместил в Армении, вдоль ее международно признанной границы с Азербайджаном, 40 гражданских экспертов. Срок этой миссии составил два месяца, а ее мандат заключался в том, чтобы «отслеживать ситуацию» на границе с армянской стороны, «поддерживать укрепление доверия между двумя странами» и «позволить ЕС лучше поддерживать работу двусторонних пограничных комиссий». Как сообщил РБК представитель Еврокомиссии Петер Стано, за два месяца наблюдатели совершили вдоль границы 175 выездов, «которые внесли вклад в стабилизацию ситуации».
Временная миссия завершила работу 19 декабря — Боррель заявил, что она доказала свою эффективность, и анонсировал «новую фазу в деятельности ЕС на Южном Кавказе». Брюссель, отметил дипломат, начал готовить новую долгосрочную миссию в Армению. «ЕС продолжит поддерживать усилия по деэскалации, он привержен сотрудничеству с обеими сторонами для всеобъемлющего разрешения конфликта», — пообещал Стано.
Если на краткосрочную прошлогоднюю миссию согласились все участники конфликта, то долгосрочная вызвала недовольство Баку. Ильхам Алиев 10 января в интервью азербайджанским СМИ заявил, что с Азербайджаном расширенную миссию никто не согласовывал и что он воспринимает это как нарушение достигнутых договоренностей. «Что они сделали после этого [завершения краткосрочной миссии]? <…> 20 декабря прислали новую миссию. Это просто манипуляция. Представители новой миссии сейчас находятся в Армении, проводят встречи с высокопоставленными лицами. По нашей информации, в феврале они снова будут отправлены туда с большой делегацией. Опять же без нашего согласия», — посетовал президент Азербайджана. Такой подход он назвал лицемерным и заявил, что «отправка такой миссии крайне нежелательна». «Это не укрепит безопасность, скорее это подорвет формат переговоров с нами», — предупредил Алиев.
Почему Армения выбрала ЕС, а не ОДКБ
Растущей вовлеченностью Евросоюза в ситуацию на Южном Кавказе недовольны и в Москве. Глава МИД России Сергей Лавров прокомментировал договоренности Еревана с Брюсселем 18 января, сказав, что свою миссию на границу могла бы направить Организация Договора о коллективной безопасности. «Тем не менее, несмотря на то что мы союзники и что эта миссия полностью готова, армянская сторона предпочитает договариваться с Евросоюзом о том, чтобы там на длительной основе разместилась миссия гражданских наблюдателей», — сказал он. Это право Армении, резюмировал министр, но на деятельность экспертов нужно согласие Азербайджана, в противном случае она «будет контрпродуктивна» и «вместо укрепления доверия на границе она может создавать дополнительные раздражители». Дал ли Азербайджан согласие на миссию ОДКБ, Лавров не уточнил.
РБК обратился в пресс-службу ОДКБ с запросом о том, какие у готовой миссии состав, мандат и возможный срок размещения. После обращения Пашиняна Совет коллективной безопасности (СКБ, высший орган ОДКБ) сформировал проект решения, которое «помимо оказания Еревану иной поддержки» предусматривает направление на армяно-азербайджанскую границу временной мониторинговой миссии ОДКБ. «Он находится в высокой степени готовности. Однако принять этот документ на последней сессии СКБ ОДКБ не удалось. Работа над ним продолжается», — сказал РБК пресс-секретарь организации Владимир Зайнетдинов, отметив, что после согласования проект внесут в уставные органы ОДКБ. «Армения как независимое суверенное государство вправе обращаться к любым международным структурам и отдельным государствам», — прокомментировал представитель ОДКБ отправку миссии ЕС.
Эскалация ситуации на границе между Азербайджаном и Арменией, после которой начались разговоры о наблюдательных миссиях третьих сторон, произошла в сентябре 2022 года. Азербайджанские войска нанесли удары по территории соседней республики: под ударами оказались позиции вблизи южных армянских городов Варденис, Горис, Джермук и Сотк. Азербайджан заявил, что поводом стали «широкомасштабные провокации» со стороны Армении: Баку, в частности, обвинил Ереван в том, что были заминированы территории между азербайджанскими позициями и путями снабжения. Армянская сторона эти обвинения отрицала.
После этого Армения обратилась к ОДКБ, куда вместе с ней входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В статье 4 Договора о коллективной безопасности говорится, что нападение на одно из государств — членов организации расценивается как агрессия против всех. Исходя из этого, по просьбе государства, подвергшегося агрессии, союзники должны «незамедлительно предоставить ему помощь, включая военную, а также оказать поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН». В ответ на запрос Пашиняна о поддержке руководство ОДКБ ответило, что «для урегулирования противоречий должны использоваться исключительно политико-дипломатические методы». Чуть позже ОДКБ согласилась направить в Армению миссию, которая должна на месте «еще раз проанализировать ситуацию», «выяснить всю обстановку, разобраться в причинах».
Ереван такой подход не удовлетворил: от союзников он требовал однозначно осудить действия Баку. Осуждения не последовало, из-за чего Пашинян отказался подписать итоговый документ ереванского саммита ОДКБ в ноябре прошлого года. «Политическая оценка необходима прежде всего с моральной точки зрения, так как это должно быть логическим проявлением союзнических отношений», — пояснил он тогда свою позицию (цитата по «Интерфаксу»). Отсутствие оценки, отметил премьер, «может означать не только отказ ОДКБ от союзнических обязательств, но и может интерпретироваться Азербайджаном как зеленый свет со стороны ОДКБ для дальнейшей агрессии против Армении».
Позднее Ереван также отказался проводить на территории республики учения ОДКБ «Нерушимое братство-2023».
Какие претензии у Еревана к Москве
В последние дни нахождения в Армении первой миссии ЕС обострилась ситуация в Лачинском коридоре, который соединяет непризнанную Нагорно-Карабахскую республику (НКР) с территорией Армении. С 12 декабря 2022 года эту дорогу контролируют граждане Азербайджана, которые называют себя экологическими активистами и выступают «против незаконной эксплуатации природных ресурсов» НКР. Армянская сторона говорит о блокаде коридора — въезд и выезд открыты только для российских миротворцев и Международного комитета Красного Креста; в Нагорном Карабахе случаются перебои с поставками продуктов, электроэнергии и газа. Баку эти обвинения отрицает.
В зоне конфликта находятся российские миротворцы. Согласно трехстороннему заявлению Баку, Еревана и Москвы от 10 ноября 2020 года, они должны обеспечивать беспрепятственное перемещение людей и грузов по Лачинской трассе. Но мандат российских сил не определен (его отказывается согласовать Баку), и потому единственное, что могут делать военные, — защищать себя в случае нападения на них. Ереван обвиняет миротворцев в том, что они не выполняют своих обязательств. В Москве с обвинениями категорически не согласны. «Мы неоднократно говорили, что российские миротворцы делают все возможное для урегулирования обстановки на земле. Никакие публичные нападки делу не помогают», — заявила в конце декабря представитель МИД России Мария Захарова.
Как заявил РБК глава комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин, Россия «внимательно следит за всеми процессами в союзных ей государствах» и выступает за конструктивный диалог. «Понятно, что в отношениях любых государств временами не обходится без каких-то сложностей, периодов напряженности и излишних эмоций. Важно, чтобы определяющим оставался настрой на диалог и конструктивное решение вопросов», — сказал он.
На фоне сдержанных призывов Москвы к Баку разблокировать Лачинский коридор заявления европейских политиков более однозначны. 19 января Европарламент принял резолюцию, в которой осудил действия Азербайджана и призвал его «защищать права армян, живущих в Нагорном Карабахе». 23 января глава МИД Армении Арарат Мирзоян отправился с трехдневным визитом в Брюссель, где встретился с генсекретарем НАТО Йенсом Столтенбергом и главой комитета Европарламента по иностранным делам Дэвидом Макаллистером. Запланированы также его переговоры с Жозепом Боррелем и главой МИД Бельгии Аджой Лабиб.
Представители парламентских партий Армении с беспокойством говорят о состоянии отношений Еревана и Москвы. «С одной стороны, у наших стран есть прочная нормативно-правовая и реально действующая база отношений практически во всех сферах сотрудничества. С другой стороны, в последние годы идет процесс разрушения этих отношений», — заявил РБК глава оппозиционной фракции парламента «Армения» Сейран Оганян. По его словам, на это указывает конкуренция Москвы и Брюсселя за посредничество между Арменией и Азербайджаном. «В условиях известного острого кризиса отношений между Россией и Западом становится ясно, что общего знаменателя этих посреднических миссий не может быть. Армения и Азербайджан должны выбрать одну из сторон», — отметил Оганян.
Однако говорить о явном дрейфе Армении в сторону Запада сейчас не стоит, считает армянский политолог Джонни Меликян: «Членство в какой-либо организации не говорит о том, что ты не работаешь с другими партнерами. Тот же Казахстан и другие члены ОДКБ и Евразийского союза работают со многими государствами». «У Еревана есть свои интересы — он должен их зафиксировать и действовать исходя из них. В Москве, вероятно, не очень хорошо понимают происходящие процессы в регионе и возможные последствия ее вытеснения отсюда. Вытесняет не Армения, а Азербайджан в тандеме с Турцией», — подытожил эксперт.