ОЭСР приостановила международное тестирование школьников России
ОЭСР приостановила проведение в России международного исследования компетенций и знаний школьников Programme for International Student Assessment (PISA), в котором Россия участвовала с 2000 года, на фоне военной операции на Украине, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Рособрнадзора.
Исследование проводится среди 15-летних школьников, оцениваются их математическая, естественно-научная грамотность и грамотность чтения. Оно проходит с периодичностью в три года, и очередной этап должен был состояться в 2021 году. Однако из-за пандемии коронавируса его перенесли на 2022 год.
Кроме PISA отменено участие России в исследовании Teaching and Learning International Survey (TALIS), в рамках которого оценивается уровень подготовки учителей, а также в Programme for the International Assessment of Adult Competencies (PIAAC), которое проверяет знания взрослых людей.
В Рособрнадзоре считают, что решение ОЭСР не нанесет ущерба российской образовательной системе. «Российская система школьного образования является самодостаточной и может функционировать и развиваться без участия в сравнительных международных исследованиях, — заявили в ведомстве. — К тому же за время участия в совместных с ОЭСР исследованиях накоплен большой опыт, который, безусловно, пойдет на пользу отечественному образованию».
Там запланировали собственное исследование по модели PISA, которое должно пройти осенью. Рособрнадзор заверил, что форма проведения, расчеты результатов и модели заданий будут соответствовать тестированию под эгидой ОЭСР. «Система перевода баллов, полученных участниками оценки по модели PISA, в итоговую шкалу исследования PISA позволяет сравнивать результаты с результатами других стран», — добавили в ведомстве.
Рособрнадзор уточнил, что параллельные исследования — проверка качества математического и естественно-научного образования Trends in International Mathematics and Science Study (TIMMS) и понимания текста Progress in International Reading Literacy Study (PIRLS) — продолжатся. Их проводит Международная ассоциация по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA).
По мнению директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, PISA является важнейшим исследованием. Она отмечает, что по TIMMS и PIRLS у российских школьников традиционно были очень высокие результаты. «В РФ был очень высокий темп роста результатов по PISA с 2009 по 2015 год, но все равно мы в лидерах не оказались», — пояснила эксперт.
В 2018 году в рамках исследования PISA Россия оказалась на 18-м месте из 79 стран, войдя в группу успешных государств, в которых произошли позитивные изменения не менее чем по двум образовательным направлениям. При этом по трем областям (читательской, естественно-научной и математической грамотности) школьники России показали снижение среднего балла.
Директор Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин считает, что остановка участия России в PISA не повлияет негативно на систему образования. По его словам, оценка знаний школьников останется, но, возможно, в измененном виде.
«Можно делать свое исследование по модели PISA, но независимый контроль и анализ международного тестирования вряд ли получится обеспечить, — полагает представитель профсоюза «Учитель», преподаватель географии Леонид Перлов. — А без этого смысла такое исследование не имеет».