Что мешает развитию экономического сотрудничества России и Сирии
В субботу, 21 апреля, конференцией «Экономическое развитие Сирии», посвященной вопросам послевоенной реконструкции страны и налаживания экономического и торгового сотрудничества между Сирией и Россией, и в частности с Крымом, завершился Ялтинский международный экономический форум. Ее итогом стало подписание между российским регионом и провинцией Латакия меморандума о намерениях по реализации совместных проектов на общую сумму 62 млрд руб.
Некоторые проекты будут реализованы уже в ближайшем будущем, заявил глава Республики Крым Сергей Аксенов. Экономический эффект для региона очевиден — будут загружены порты полуострова, которые обладают географическим преимуществом, являясь ближайшей российской морской точкой к Сирии, отметил Аксенов. Сейчас морское сообщение с Сирией идет через порт Новороссийск в Краснодарском крае.
Лекарства, зерно, газ
Обсуждать совместные проекты в Ялту приехала сирийская делегация из 80 человек, из которых 70 представляли частный сектор экономики. Возглавлял делегацию министр экономики и внешней торговли страны Мухаммад Самир Халил, в нее также входили губернатор провинции Латакия Ибрагим ас-Салем, представители профильных ведомств, Центрального банка, депутаты, члены торгово-промышленной палаты (ТПП) Сирии, Сирийско-российского делового совета. Организаторы форума ждали премьера Сирии Имада Хамиса, но он от поездки отказался из-за напряженной ситуации, вызванной ракетным ударом США, Франции и Великобритании 14 апреля.
Сирия, как заявил министр Халил, нуждается в лекарствах, пряже, бумаге, растительном масле, осветительных приборах и источниках электропитания, а также изделиях из пластмассы. Подготовка к реализации первых совместных проектов уже идет, заверил вице-президент ТПП России Владимир Падалко, — организуются поставки продовольствия и муки в Сирию, фруктов и сухофруктов в Россию. На очереди поставки машин и оборудования в Сирию, заявил Падалко по итогам конференции. Участники форума также обсудили возможность строительства на территории Крыма зернового хаба для последующих поставок в Сирию.
Одним из перспективных направлений сотрудничества может стать судоремонт — в капитальном и текущем ремонте нуждаются более 2 тыс. сирийских судов. К этом проекту могут подключиться судостроительный завод «Залив» в Керчи и судостроительный завод «Море» в Феодосии, отметил министр индустриальной политики Крыма Андрей Васюта.
В Ялте также обсуждалось освоение газовых и нефтяных месторождений на сирийском шельфе в Средиземном море. Сергей Аксенов предложил сирийской стороне в качестве потенциального партнера компанию «Черноморнефтегаз», которая имеет, по его словам, две уникальные буровые платформы, произведенные в Сингапуре в 2011–2012 годах.
В обустройстве газовых и нефтяных месторождений на сирийском шельфе может быть задействован проектный институт «Шельф», базирующийся в Симферополе. Переговоры по этому вопросу ведутся с сирийской стороной с марта этого года, рассказал РБК генеральный директор института Расим Азим оглы Азимов.
Экономическое отставание
«Несмотря на высокий уровень сотрудничества двух стран по военным и политическим вопросам, в экономическом взаимодействии мы до сих пор очень сильно отстаем», — отметил в разговоре с РБК председатель комитета по экономическим и энергетическим вопросам парламента Сирии, глава Федерации промышленных палат страны Фарес аль-Шхаби. По его словам, российский бизнес пока не проявляет в партнерстве серьезную заинтересованность, так как сирийский рынок представляется ему слишком маленьким, а прибыль — несопоставимой с теми рисками, которые он может понести из-за санкций. Такой же точки зрения придерживаются и другие опрошенные РБК участники сирийской делегации.
Сирия находится под санкциями Евросоюза, США, Совета Безопасности ООН; ограничения введены в том числе на торговлю; Крым также находится под санкциями Евросоюза и США. Пути обхода санкций, наложенных на Сирию и на Крым, стали одним из ключевых вопросов, обсуждавшихся в Ялте.
Особенно остро стоит проблема проведения взаиморасчетов по поставленным товарам и услугам. Для обхода санкций необходимо создание совместных российско-сирийских банков, транспортных воздушных и морских компаний, инвестиционных фондов, а также страховых компаний, отметили в разговоре с РБК Фарес аль-Шхаби и Тамер Йаги, генеральный директор компании «Аль-Башек», организующей выставки и конференции в Сирии. Они считают необходимым уход от американского доллара при проведении платежей; в качестве альтернативы сирийская сторона предлагает перейти на расчеты в рублях и сирийских лирах или же применить систему взаимоучета. Эти идеи были предложены для изучения российской стороне.
Председатель правления фонда «Ялтинский международный экономический форум» Андрей Назаров в разговоре с РБК подтвердил, что стороны прорабатывают механизмы расчетов между двумя странами — так, речь идет о создании совместного предприятия, через которое будут проходить платежи. Детали этого проекта Назаров уточнять не стал.
Инициативу перехода к национальной валюте в проведении платежей поддержал вице-президент Российского национального коммерческого банка Игорь Чумаковский. По его словам, банк, находящийся под санкциями, готов к сотрудничеству с Сирией и уже работает исключительно в рублевой зоне. «Наши точки зрения с первым заместителем Национального банка Сирии совпали: надо искать решение в плоскости налаживания расчетов в национальных валютах», — заявил он на пресс- конференции.
Отсутствие регулярных грузовых морских рейсов между Сирией и Россией — еще одна проблема, на которую указывали собеседники РБК. Суда частных компаний при вхождении в сирийские порты попадают в санкционный список, а у Министерства транспорта Сирии всего три сухогруза и ни одного танкера для транспортировки нефти и газа. В налаживании грузоперевозок в Сирию проявила интерес компания ПАО «Совфрахт», которая уже осуществляла транспортировку грузов Министерства обороны и МЧС России на пароме «Александр Ткаченко» в сирийский порт Тартус.
Без преференций
Экспорту сирийских товаров в Россию мешает отсутствие преференциального таможенного режима, отметил в разговоре с РБК бизнесмен и член совета правления Федерации торговых палат Сирии Абдульрахим Раххаль. Льготы могли бы стимулировать поставки фруктов, цитрусовых, сухофруктов и оливкового масла. По словам аль-Шхаби и Раххаля, Москва уже обещала преференции в этой области, но пока они так и не предоставлены.
Поставки сельхозпродукции в Россию также тормозят отсутствие в Сирии мощностей для ее дезинфекции, хранения и сортировки и расхождения в стандартах маркировки. Над этими аспектами сирийской стороне необходимо работать, признал Раххаль. В 2016 году была осуществлена организованная поставка сирийских фруктов в Новороссийск, однако из-за неправильной маркировки контейнеров продукция испортилась, напомнил он.
Для эффективного сотрудничества необходимо облегчить перемещение не только товаров и капитала, но и граждан двух стран, отметил Фарес аль-Шхаби. Все опрошенные РБК члены сирийской делегации утверждают, что предпринимателям из Сирии крайне сложно получить российские индивидуальные рабочие визы, без которых невозможны прямые переговоры с потенциальными партнерами, — поэтому приходится ограничиваться встречами только в рамках форумов и конференций или в составе делегаций.
«Моральное право»
В 2017 году товарооборот России и Сирии, по данным Федеральной таможенной службы, составил $282 млн. Годом ранее он составлял $193 млн.
После начала российской военной операции в Сирии в 2015 году сообщалось о начале работы в регионах ряда российских крупных компаний. Специалисты компании «Стройтрансгаз» (подконтрольна Геннадию Тимченко) в конце 2017 года приступили к достройке Северного газоперерабатывающего завода (ГПЗ-2), расположенного неподалеку от Ракки. Летом того же года компания начала восстанавливать крупнейшие в стране фосфатные разработки неподалеку от Пальмиры.
По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, так как российские военные много сделали для освобождения Сирии от террористов, это дает Москве «моральное право» на развитие экономических проектов в стране.
Проблема и в недостаточной подготовке и небольшом опыте сирийских чиновников и даже предпринимателей для разработки привлекательных предложений и ведения бизнеса в таких странах, как Россия, отмечает аль-Шхаби. По его словам, процесс реформирования и усовершенствования законодательной, таможенной и налоговой баз Сирии для облегчения сотрудничества идет очень медленно.
Тамер Йаги указал на отсутствие информационной поддержки в продвижении привлекательности сирийского рынка — по его словам, многие в России считают, что в Сирии до сих пор повсеместно идут активные боевые действия.
Аль-Шхаби, а также многие другие сирийские участники Ялтинского форума в разговоре с РБК отметили, что не ожидали заключения реальных сделок на конференции — форум имел скорее декларативный характер и был направлен в том числе на легитимацию статуса Крыма как части России в глазах международного сообщества, для чего и было обеспечено большое присутствие сирийцев, а также представителей других стран.