Владимир Путин может потерять "друга Герхарда"
Воскресные выборы в ландтаг Северного Рейна - Вестфалии обернулись для правящей социал-демократической партии серьезным конфузом. Впервые за 39 лет СДПГ уступает управление этой федеральной землей – крупнейшим индустриальным центром Германии - христианским демократам.
Согласно предварительным подсчетам, представители ХДС получили 45% голосов избирателей. Как сообщил первый телеканал ARD, это на 8% больше, чем пять лет назад. Социал-демократы (СДПГ) набрали 37,5%, «Свободные демократы» (СвДП) - 6,5%, а «Зеленые» - 6%. То есть «партайгеноссе» Г.Шредера - нынешнего местного премьер-министра Пеера Штайнбрюка - сменит лидер отделения ХДС Юрген Рюттгерс.
Интересно, что такой результат региональных выборов аукнется на всю страну. Со сменой власти в Дюссельдорфе оппозиционная коалиция ХДС/ХСС получит в верхней палате германского парламента - бундесрате 43 из 69 голосов. А это уже блокирующее большинство, наличие которого, согласно законам ФРГ, позволяет «развернуть» любой закон, разработанный «красно-зеленым» правительством и проведенный в Бундестаге, где СДПГ и «Зеленые» имеют большинство голосов.
Таким образом, возникает «патовая ситуация», разрешить которую могут лишь внеочередные парламентские выборы в нижнюю палату. Они либо приведут к победе оппозицию и позволят ей сформировать свое правительство, либо подтвердят полномочия правящего кабинета. К чести Г.Шредера, он не стал цепляться за те полтора года, которые мог бы еще по закону занимать канцлерское кресло. «Горькое поражение» в земле Северный Рейн – Вестфалия, по словам Г.Шредера, «ставит под вопрос способность правительства действовать». Для «необходимого продолжения политики реформ, без которых невозможно обеспечить рост экономики и создание новых рабочих мест, необходимо ясное одобрение немцев», подчеркнул канцлер. По этой причине в кратчайшие сроки – «осенью текущего года» - состоятся досрочные выборы в бундестаг.
В свою очередь, оппозиция ликует и переходит в наступление. Премьер-министр Баварии и лидер партии "Христианско-социальный союз" (ХСС), исторически выступающей в коалиции с Христианско-демократическим союзом (ХДС), Эдмунд Штойбер намерен уже сегодня отказаться от своих притязаний на пост канцлера. Такое решение принимается, чтобы сконцентрироваться на единственной кандидатуре - лидере ХДС Ангеле Меркель. Если оппозиции удастся одержать победу на осенних выборах, то впервые в истории Германии главой правительства может стать женщина.
Надо сказать, что большинство граждан Германии приветствуют проведение досрочных парламентских выборов. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного Институтом исследования общественного мнения Infratest Dimap, передает DPA. 67% немцев положительно относятся к идее досрочных выборов в бундестаг и 20% выступают против нее. Скорее всего, все это следствие экономического спада, который продолжается все время нахождения социал-демократов у власти.
Как же отразится смена премьер-министра в Германии на отношениях между нашими странами? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, следует вернуться в канун Миллениума.
Внешне похожие, ровесники, «супертяжи» от политики, игравшие судьбами государств не повязывая даже галстука – такими запомнились Истории «друзья Гельмут и Борис». С уходом Коля и Ельцина российско-германские отношения виделись, словно в тумане. «Шредер, придя к власти в 1998 году, очень прохладно отнесся к тогдашнему президенту Ельцину, да и к Путину он относился с большой прохладцей», - отмечает руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.
Да и сам В.Путин в середине 2000 года, общаясь с журналистами немецкого телевидения, явно осторожничал, утверждая, что после смены германского правительства в 1998 г. и отставки президента Ельцина в декабре 1999 г. отношения между ФРГ и Россией «не стали хуже». Спустя пять лет отчетливо видно, что на самом деле они стали гораздо лучше. И дело не только в том, что прекрасное знание Германии и немецкого языка помогли В.Путину обаять «буку» Г.Шредера. По мнению канцлера, «ввиду ужасов войны германо-российское примирение до сих пор остается политическим чудом». Надо думать, зависящим не столько от лидеров, сколько от тех народов, которые они представляют.
Парадоксально, но у нас – несмотря на две мировые бойни ХХ века – господствует чувство особой, пожалуй, имеющей глубокие исторические корни близости по отношению к немцам. В упомянутом выше интервью газете «Бильд», Владимир Путин, отвечая на вопрос, как нашим народам удалось преодолеть взаимную ненависть, подчеркнул: «Даже в самый тяжелый период войны руководство СССР призывало население не идентифицировать всех немцев с нацистами: «Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается». И это не было пропагандой. Это убеждение подавляющего большинства советских граждан. О таком отношении говорили мне и родители».
Более того, крушение Восточного блока и вступление в ЕС части его членов сформировали очевидный проамериканский буфер между Россией и Германией, тем самым изменив геополитическую ситуацию и как бы толкнув обе наши страны в объятия друг другу. К сожалению, именно драматические события первой половины прошлого века во многом мешают нашим странам сближаться более активно.
Дело в том, что в 30-е и 40-е гг. Германия и Россия причинили много страданий своим соседям, прежде всего Польше и прибалтийским странам. Поэтому сегодня любая попытка воссоздания «оси» Берлин-Москва в каком бы то ни было виде немедленно и основательно нарушила бы политическое равновесие внутри самого Евросоюза. Вряд ли даже интеграция Польши и прибалтов в Европейский Союз и НАТО развеет их страхи перед тем, что германо-российское единение в будущем может стать для них опасным. Неслучайно Польша, уже будучи полноправным членом ЕС, продолжает в пику Германии ориентироваться на США и пытаться «взять шефство» над Украиной, дабы не допустить возвращения оной под влияние Москвы.
Что касается экономического сотрудничества, то с 1999 года товарооборот между Россией и Германией вырос более чем на 100% и продолжает расти, прибавляя по 20% в год. Германия прочно стала лидером среди наших внешнеэкономических партнеров. Сотни совместных предприятий заняты во взаимовыгодных долгосрочных проектах. Из особо важных следует отметить строительство газопровода, который пойдет по Балтийскому морю в Германию и дальше в Великобританию. Конечно, схема «российское сырье – go West» в наши времена, по сути, стала классической. От нее много имеет государство, но мало что перепадает рядовым гражданам. Изменить такое соотношение вещей поможет вступление РФ в ВТО, открывающее дорогу в обоих направлениях среднему бизнесу. Так, например, сейчас россияне, отдавая предпочтение автомобилям знаменитых немецких марок BMW, Ford, Audi, Volkswagen, Opel и т.д., практически лишены квалифицированного немецкого автосервиса.
В любом случае, наши страны просто обречены на сотрудничество, вне зависимости от партийной принадлежности президентов, канцлеров и знания ими иностранных языков…