Бизнес предложит Думе смягчить закон о наказании за исполнение санкций
В среду, 23 мая, депутаты Госдумы обсудят с представителями бизнес-сообщества законопроект об ответственности за исполнение зарубежных санкций. Обсуждение поправок пройдет на заседании Совета по законотворчеству при председателе Госдумы Вячеславе Володине (аналогичный формат был выбран для корректировки законопроекта о контрсанкциях ко второму чтению.)
В числе приглашенных на заседание совета экспертов — руководители Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), «Опоры России», Торгово-промышленной палаты, ректоры РАНХиГС и НИУ ВШЭ Владимир Мау и Ярослав Кузьминов, а также бизнес-омбудсмен Борис Титов, рассказал РБК собеседник в нижней палате.
РБК опросил приглашенных участников встречи и выяснил, какие предложения по корректировке законопроекта они намерены высказать депутатам.
С уголовным уклоном
В частности, на заседании совета речь пойдет о содержащихся в законе двух поправках в Уголовный кодекс (УК). Первая предусматривает введение уголовной ответственности за «совершение действий (бездействие) в целях исполнения зарубежных санкций», если эти действия повлекли ограничение или отказ в совершении российскими физлицами и юрлицами, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями, а также подконтрольными им лицами хозяйственных операций или сделок. Вторая поправка вводит уголовную ответственность за «совершение гражданином России умышленных действий, способствующих введению» зарубежных санкций.
Самое жесткое наказание за исполнение санкций — ограничение свободы на срок до трех лет, за содействие принятию новых ограничений — до четырех лет, следует из поправок. Среди тех, кому в первую очередь может грозить уголовная ответственность за способствование введению новых санкций, авторы поправок называли зампреда движения «Открытая Россия» Владимира Кара-Мурзу-младшего и оппозиционного политика Дмитрия Гудкова. По мнению депутатов, те добивались введения санкционных списков в отношении России.
В первом чтении поправки были приняты 15 мая. Второе чтение, которое позволяет доработать законопроект, изначально было запланировано на 18 мая. Профильный комитет рекомендовал принять законопроект, однако после волны критики со стороны бизнес-сообщества и правозащитников руководство Думы приняло решение отложить второе чтение и провести консультации с бизнесом.
С критикой поправок выступили глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов, бизнес-омбудсмен Борис Титов, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и другие представители бизнеса и правозащитного сообщества. В частности, директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова предупредила, что предложенные депутатами формулировки поправок в УК настолько «широкие» и «двусмысленные», что под них могут попасть и журналисты, чьи материалы могли учитывать власти зарубежных государств при введении санкций в отношении России.
И это все о них
22 мая Дума одобрила в третьем чтении законопроект о контрсанкциях против США и их союзников. Документ позволяет президенту прекращать или приостанавливать сотрудничество с «недружественными иностранными государствами» и работающими под их юрисдикцией компаниями. Также президент России сможет запретить ввоз определенных товаров из таких стран. Список товаров, которые могут быть запрещены к ввозу в Россию, составляет правительство. После волны критики со стороны общества законопроект значительно смягчили ко второму чтению — из документа убрали запрет на импорт в страну лекарств из США и пункт о запрете работы в России для иностранных специалистов. Меры о запрете на ввоз лекарств раскритиковали в Совете Федерации, сенаторы говорили, что подобные ограничения могут вызывать социальные риски.
Другая ответственность
Глава «Опоры России» Александр Калинин рассказал РБК, что предложит смягчить наказание по обеим поправкам — а именно заменить уголовную ответственность на административную. «Мы считаем, что ответственность за исполнение на российской территории зарубежных санкций должна быть, другое дело, что не надо стрелять себе в ногу», — пояснил он. По его словам, речь идет о штрафах, запрете на занимание должностей, возможно, о запрете на покупку продукции компаний со стороны государственных и муниципальных предприятий.
Глава РСПП Александр Шохин во вторник, 22 мая, был недоступен для комментариев. Но Шохин также будет добиваться отказа от уголовной ответственности за исполнение санкций и содействие введению новых ограничений, отметил его пресс-секретарь Сергей Мытников, затруднившийся перечислить все предложения от РСПП по поводу закона. «Не надо назло бабушке уши морозить», — добавил он.
С необходимостью смягчить наказание за оба нарушения согласились представители Торгово-промышленной палаты и РАНХиГС.
«Нередко предприниматели невольно и неосознанно нарушают закон, и для исправления таких ошибок совсем необязательно привлекать Уголовный кодекс. Это обязательно надо учесть в законопроекте», — заявил РБК глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. По его мнению, «пока такой взвешенный подход в предложенном Госдумой документе не просматривается».
Формулировки в законопроекте, по словам Катырина, следует изложить так, «чтобы ни в коем случае не допускать ущерба не только для российского законопослушного бизнеса, но и для иностранных предпринимателей, честно работающих на российском рынке». Катырин предупредил, что в случае с поправками к УК «очень легко переступить черту между наказанием за нарушение и резким ростом излишнего административного давления на бизнес».
Внимательно, уточнил глава ТПП, надо проанализировать «моменты, которые потенциально могут оказать негативное влияние на заинтересованность иностранных компаний в инвестициях в Россию». «Это щекотливый вопрос, неправильный ответ на который может вызвать отток капиталов и резкое ухудшение российского делового климата», — резюмировал Катырин.
Ректор РАНХиГС Владимир Мау сказал РБК, что поддержит предложение заменить уголовную ответственность на административную.
Предлагаемые законопроектом меры входят в коллизию с основополагающими положениями Гражданского кодекса, указывают эксперты РАНХиГС в своем заключении на депутатские поправки (копия заключения есть в распоряжении РБК). Эксперты ссылаются на ст. 421 Гражданского кодекса, которая устанавливает, что граждане и юрлица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается.
«Из смысла мер, предлагаемых законопроектом, следует, что его нормы ущемляют свободу заключения договора, имеют целью понудить участников рынка, субъектов хозяйственной деятельности и хозяйственного оборота к заключению договоров под страхом уголовной ответственности и наказания без учета норм права, не дозволяющих произвольное ограничение свободы договора. Свобода договора относится к фундаментальным свободам граждан Российской Федерации, гарантируется и закреплена Конституцией Российской Федерации. Тем самым предлагаемый законопроект можно оценить как умаляющий права и свободы человека и гражданина», — говорится в заключении РАНХиГС. Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции, в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, напоминают юристы РАНХиГС.
Проректор РАНХиГС Андрей Марголин, который будет присутствовать на обсуждении поправок в Думе, сказал РБК, что предложит конкретизировать формулировку о наказании за способствование введению новых санкций. Он предложит прописать в поправке норму, которая предусматривает наказание не просто за «умышленные действия, способствующие введению санкций», а за «предоставление рекомендаций и передачу сведений, которые привели к введению санкций».
Борис Титов и Ярослав Кузьминов были недоступны для комментариев.
Возможен ли компромисс
Пойдут ли депутаты навстречу представителям бизнес-сообщества и экспертам — пока не ясно. Один из авторов инициативы, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев отказался комментировать предложения экспертов и представителей бизнеса до встречи. От комментариев отказался и лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский.
Лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов заявил РБК, что депутаты «будут настаивать на своей позиции». «Иное означает капитуляцию перед санкционной политикой Запада», — подчеркнул он.
По словам Миронова, в России должны соблюдаться российские законы, «а не законы, которые пишутся в западных столицах». «Мы не против того, чтобы наш законопроект был всесторонне обсужден, в том числе экспертным, предпринимательским сообществом, — сказал он. — Мы готовы выслушать любые аргументы. Но мы будем настаивать на нашей позиции».
Для Володина главная задача в случае с поправками в УК — не столько добиться их принятия, сколько обозначить свою роль как спикера по геополитически значимой теме санкций и контрсанкций и начать дискуссию, в которую вовлекаются крупный бизнес, администрация президента и правительство, сказала РБК политолог Татьяна Становая. Она допускает, что председатель Госдумы изначально рассчитывал на то, что придется торговаться и в какой-то степени закон смягчать.
С другой стороны, говорит Становая, пример этих поправок говорит о том, что Володин становится все более конфликтной и некомфортной фигурой. «Госдума всегда была неформально встроена в вертикаль власти в России. Володин сейчас ее медленно из этой вертикали выводит. Я не думаю, что это сильно понравится администрации президента. Они будут думать, как можно политически лимитировать его активность, так как сейчас он почувствовал вкус к определенной самостоятельности, и кто знает, что он выкинет завтра», — пояснила она.