Минюст признал иноагентами бывшего вице-президента ЮКОСа и доцента МГУ
Минюст признал иноагентами бывшего вице-президента ЮКОСа Леонида Невзлина и доцента МГУ Михаила Лобанова, сообщается на сайте министерства.
Также иноагентами признаны:
- исключенный из КПРФ в середине марта депутат Мосгордумы Евгений Ступин;
- юрист российской ЛГБТ-сети (внесена в реестр иноагентов) Александр Белик;
- бывший депутат муниципального совета Владимирского округа Санкт-Петербурга Виталий Боварь;
- кандидат биологических наук, научный журналист и автор подкаста «Голый землекоп» Илья Колмановский;
- помогающее избежать призыва «Движение сознательных отказчиков»;
- ЛГБТ-центр «Действие».
Боварь сообщил РБК, что уведомлений от Минюста пока не получал, однако после «незаконного» лишения мандата ожидал включения в список иноагентов. «Оцениваю это решение как проявление беззакония и дискриминации, как и все, что делает российская власть последние годы», — сказал он.
«Движение сознательных отказчиков» на своей странице во «ВКонтакте» назвало решение Минюста ожидаемым. «Это не знак качества и не повод для поздравлений, это совершенно дискриминационный статус, противоречащий общепризнанным правам и свободам человека», — сказано в сообщении.
Как отмечает Минюст, Невзлин включен в реестр, поскольку участвовал в создании и распространении информационных материалов иностранных агентов, выступал против спецоперации на Украине, а также распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти России решениях и проводимой ими политике.
Невзлин в начале 1990-х годов был учредителем объединения «Менатеп», первым президентом банка «Менатеп». Позднее стал вице-президентом компании ЮКОС — нефтяная компания в 1990-х годах по результатам залоговых аукционов перешла банку. С ноября 2001 года по март 2003-го был представителем Мордовии в Совете Федерации, некоторое время возглавлял Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). Вскоре после ареста топ-менеджера ЮКОСа и другого соучредителя банка «Менатеп» Платона Лебедева Невзлин выехал в Израиль, где в ноябре 2003 года получил гражданство.
1 августа 2008 года Мосгорсуд заочно приговорил Невзлина к пожизненному заключению. Российские власти обвиняют его в налоговых преступлениях и организации нескольких убийств, в том числе мэра Нефтеюганска Владимира Петухова.
Невзлин считает, что его уголовное преследование незаконно и политически мотивированно. В частности, давая свидетельские показания Арбитражному суду в Гааге в 2010 и 2012 годах, он заявил, что дело в России против него завели из-за попыток нефтяной компании финансировать деятельность оппозиции накануне думских и президентских выборов 2003–2004 годов.
Лобанов, по данным Минюста, также принимал участие в создании информационных материалов иностранных агентов, выступал против спецоперации на Украине и распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти России решениях и проводимой ими политике. В 2021 году Лобанов участвовал в выборах в Госдуму, но не прошел. В декабре по делу экс-депутата Ильи Пономарева у него проводились обыски. Тогда его арестовали на 15 суток по статье о неповиновении распоряжению полицейского (ст. 19.3 КоАП). Адвокат Лобанова сообщал, что при задержании силовики применили силу.
Белик, а также центр «Действие» осуществляли деятельность по пропаганде ЛГБТ-отношений, «которая противоречит государственной политике по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также конституционным приоритетам в области защиты семьи, материнства и детства», сообщили в Минюсте. Остальные фигуранты списка в основном распространяли информацию иноагентов и выступали против спецоперации на Украине.
В последний раз Минюст расширял список иноагентов 16 июня — тогда в него попали режиссер Виталий Манский, бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко, политик Лев Шлосберг, журналистки Юлия Парамонова и Светлана Прокопьева, фонд «Свободная Якутия» и портал «Весьма». Шлосберг в разговоре с РБК сказал, что находится «у себя на родине» и не планирует «совершенно ничего менять в своей жизни». Решения Минюста об иноагентах он назвал «глубокой патологией российского государства».
Понятие «иностранный агент» появилось в российском законодательстве в 2012 году, с того момента меры, регулирующие эту сферу, не раз ужесточались.
Сейчас признанные иноагентами должны маркировать все свои сообщения и материалы специальной пометкой, не могут получать государственное финансирование при осуществлении творческой деятельности, преподавать и вести просветительскую деятельность среди несовершеннолетних, производить информационную продукцию для несовершеннолетних, принимать участие в закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, работать на госслужбе, быть членами избирательных комиссий, организовывать публичные мероприятия.
С декабря прошлого года, для того чтобы попасть в реестр иноагентов, необязательно иметь финансирование из-за рубежа — достаточно получать «поддержку из-за рубежа» или находиться «под иностранным влиянием».