Нападение террористов в Дагестане. Главное
Главное
- Глава Дагестана Сергей Меликов, выступая на заседании народного собрания республики, объявил о ревизии личных дел дагестанских чиновников и депутатов. Он предложил выяснить, нет ли в органах власти тех, кто «искусственно создает эту систему, за которую [республику] долгие годы критикуют, имеется в виду клановость; не отличают семейных традиций и династий от клановости».
- Число погибших в Дагестане выросло до 21 человека. Власти Дербентского района сообщили о смерти младшего сержанта Наримана Насруллаева, он стал 16-м погибшим полицейским. Среди погибших мирных жителей — православный священник.
- Атаке подверглись два православных храма и две синагоги, расположенные в этих двух городах. Нападение произошло в один из самых значимых христианских праздников — Троицу.
- Произошедшее было квалифицировано как теракт. Ликвидированы пять боевиков, их личности установлены. Следователи отрабатывают связи террористов, опрашивают их родных и знакомых, сообщили источники РБК, близкие к республиканскому МВД.
- Следственные действия проводились и в Сергокалинском районе, где накануне был задержан его глава Магомед Омаров. Двое сыновей Омарова участвовали в атаке и были убиты в перестрелке с силовиками, рассказали собеседники РБК. Среди нападавших были также два племянника жены чиновника, остались ли они живы или погибли, источники не сообщают.
- Один из убитых в Дагестане террористов Али Закаригаев был до 2021 года председателем Совета отделения «Справедливой России» в Сергокалинском районе. В пресс-службе партии РБК сообщили, что его уже исключили. «РИА Новости» со ссылкой на источник пишет, что Закаригаев был племянником Омарова.
- Самого главу Сергокалинского района освободили от должности и выгнали из «Единой России» (он был секретарем регионального отделения партии). Говоря о степени вины Омарова, глава республики Сергей Меликов заявил: «Это задача следственных органов. Но если его участие будет подтверждено, то и ответственность будет полная».
- Источник РБК в правоохранительных органах сообщил, что несколько нападавших числились в базах данных МВД как имеющие связи в ваххабитских кругах. Все они жители республики, добавил он.
- В понедельник глава Дагестана приехал в Дербент и посетил подвергнувшиеся нападению церковь Покрова Пресвятой Богородицы и синагогу Келе-Нумаз. На видео видно, что синагога выгорела.
- В Дагестане объявлен трехдневный траур — 24, 25 и 26 июня.
Хронология событий в Дагестане
О нападении боевиков в Дагестане региональное МВД сообщило в районе 19:00 мск. В Российском еврейском конгрессе позже уточнили, что нападение на синагогу в Дербенте было совершено около 17:50, за 40 минут до вечерней молитвы. Аналогичное нападение было совершено и на синагогу в Махачкале.
По данным Национального антитеррористического комитета (НАК), в Дербенте и Махачкале было совершено нападение на два православных храма, синагогу и пост ДПС. В результате нападения, по данным НАК, в Дербенте были убиты протоиерей Николай Котельников и охранник церкви.
По словам председателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды, Котельников служил более 40 лет. Глава ОНК Дагестана Шамиль Хадулаев уточнял, что «отца Николая в церкви в Дербенте убили, перерезали горло».
Региональное МВД после нападений на храмы объявило план «Перехват». Телеграм-канал Mash в 19:12 сообщил, что силовики оцепили Махачкалу и Дербент на въезд и выезд. Тогда же в Сети появились кадры горящих церквей и синагог.
Синагога Келе-Нумаз в дагестанском Дербенте расположена в центральной части города, на улице Таги-Заде. Она была основана еще в 1914 году и неоднократно перестраивалась. Неподалеку от синагоги расположена церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1899 году. Считается единственным сохранившимся православным храмом в городе.
В Махачкале синагога, которую подожгли боевики, также расположена в центральной части города, на улице Ермошкина. Свято-Успенский православный собор расположен в Кировском районе Махачкалы, примерно в 7 км к северу от синагоги. Он был возведен в 1906 году и является объектом культурного наследия народов России.
Около 19:50 НАК сообщил о ликвидации двух боевиков в Махачкале. Тогда же в Сети появилось видео с задержанием еще двоих преступников на городском пляже. СК возбудил уголовное дело о теракте (ст. 205 УК).
После ликвидации нескольких боевиков перестрелки в Махачкале и Дербенте продолжились. В районе 20:20 в Дагестане был введен режим контртеррористической операции (КТО), а спустя 40 минут телеграм-каналы стали публиковать видео с бронетехникой, введенной в города.
В то же время источник «Интерфакса» в правоохранительных органах республики сообщил, что боевики, ответственные за теракты в Дербенте, заблокированы в одном из зданий около ресторана «Хаял» — он расположен примерно в 500 м от Покровской церкви. В 21:20 корреспондент ТАСС сообщил, что центральная часть города обесточена, там продолжаются боестолкновения. В 22:06 RT опубликовал видео с задержанием еще одного террориста в Дербенте. Около 22:30 МВД сообщило, что в бою в Дербенте получил тяжелое ранение начальник отдела полиции города «Дагестанские Огни» Мавлудин Хидирнабиев. Позднее он скончался.
В Махачкале к 21:00 бои продолжались возле церкви. При этом в полиции опровергли информацию местных телеграм-каналов о том, что в храме могли находиться заложники. В МВД уточнили, что внутри помещения церкви закрылись 19 человек «с целью собственной безопасности». В 22:13 видео с тем, как силовики выводят этих людей из здания, опубликовал SHOT.
Собеседник в правоохранительных органах Дагестана рассказал РБК о том, что нападавшие могут иметь отношение к международным террористическим организациям. В Дагестан решили направить сотрудников Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ.
В районе 22:00 УМВД Дагестана сообщило о перестрелке с боевиками в районе дагестанского села Сергокала, которое находится неподалеку от Дербента. В село «для выполнения боевого задания» направились силовики, уточнили в ведомстве. Примерно тогда же источник РБК в силовых структурах сообщил о задержании главы Сергокалинского района Омарова.
Около 23:00 НАК сообщил о завершении активной фазы контртеррористической операции в Дербенте и ликвидации еще двух боевиков. Утром режим КТО был отменен.
Реакция властей
Глава Дагестана Сергей Меликов назвал главными целями боевиков — посеять панику и страх. «Паника и страх — то, на что эти нелюди рассчитывали в первую очередь. Этого они от дагестанцев не дождутся! Призываю всех сохранять спокойствие», — заявил Меликов.
Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал инцидент в Махачкале и Дербенте «подлой провокацией и попыткой внести разлад между конфессиями». «Террористы в очередной раз показали свою истинную подлую и трусливую сущность. При этом, как всегда, в качестве жертв они выбрали безоружных и беззащитных людей. Убили больного старого священника как последние трусы», — отметил глава республики.
Полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Юрий Чайка назвал атаки в Дагестане попыткой расшатать ситуацию в регионе и на Северном Кавказе.
Муфтий Дагестана Ахмад-Афанди Абдулаев также осудил боевиков, отметив, что настоящие мусульмане никогда не стали бы проявлять агрессию в отношении невинных и безоружных людей. «Пролитие крови тех, кто молится в своих храмах, — это абсолютно чуждый исламу кровавый акт безумия», — подчеркнул он.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молится об упокоении погибшего во время нападения террористов в Дагестане отца Николая Котельникова и других жертв, сообщил Легойда. «Нападения на священнослужителей или культовые сооружения, представителям какой бы религии они ни принадлежали, не имеют оправдания», — написал председатель синодального отдела РПЦ в телеграм-канале.
Президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода призвал общины по всей стране сохранять спокойствие и не реагировать на провокации на фоне терактов в Дагестане.
Председатель «Справедливой России — За правду» Сергей Миронов заявил РБК, что теракты в Дагестане произошли потому, что после беспорядков в аэропорту Махачкалы в октябре не было «серьезных последствий». Он потребовал применять «для террористов смертную казнь, для их пособников — тюрьму, для их родных и близких — увольнение с госслужбы и пожизненный запрет на работу в органах власти».
29 октября прошлого года толпа ворвалась в здание международного терминала, а потом на взлетно-посадочную полосу в поисках прилетевших из Израиля. В ходе антисемитских беспорядков были пострадавшие, в том числе сотрудники полиции. Источники РБК говорили, что в них участвовали более 1 тыс. человек.
В декабре в Верховном суде Дагестана сообщали, что рассмотрено уже 242 административных дела в отношении участников беспорядков, 104 правонарушителя были арестованы на срок от одних до десяти суток, 94 человека получили штрафы в размере от 3 тыс. до 10 тыс. руб., 42 участникам беспорядков были назначены обязательные работы.
К июню 2024-го до суда дошло уголовное дело в отношении пятерых жителей Дагестана. Им инкриминируется участие в массовых беспорядках, одному из них — также применение насилия к представителю власти. Организаторами беспорядков следствие сочло уехавшего из России экс-депутата Илью Пономарева (признан иностранным агентом), а также Абакара Абакарова, связанного с телеграм-каналом «Утро Дагестан», где были опубликованы призывы к погрому.
Минэкономразвития также рекомендовало отелям и турбизнесу не штрафовать за перенос сроков поездок в Дагестан. «Мы рекомендуем туристическим фирмам и операторам с пониманием отнестись к желанию туристов перенести свои путешествия в Дагестан и по возможности не штрафовать за перенос сроков поездок. Просим владельцев гостиниц также не штрафовать гостей, которые захотят перенести свой визит в Дагестан в связи с последними событиями», — говорится в сообщении ведомства.
Президенты Казахстана и Узбекистана Касым-Жомарт Токаев и Шавкат Мирзиёев выразили российскому коллеге Владимиру Путину соболезнования в связи с атаками в Дагестане. Глава Казахстана предложил содействие в проведении оперативно-разыскной деятельности по линии силовых ведомств. Свои соболезнования также передали лидеры Азербайджана и Таджикистана, премьер Армении Никол Пашинян.
Мнения экспертов
«Одновременное нападение на синагоги и церкви — это очень специфическая идеологическая акция. Почему именно так было сделано — пока объяснения нет. Возможно, у этого события есть ускользающий подтекст, какой-то локальный повод», — допустил в беседе с РБК эксперт по межэтническим и межконфессиональным отношениям Александр Верховский.
Эксперт по Северному Кавказу Ирина Стародубровская не спешит проводить прямую связь между погромом в аэропорту Махачкалы и последними терактами. За ними стоят разные силы, и они отражают разные явления, говорит она.
«Во время инцидента в аэропорту шла речь не столько об антисемитизме в классическом смысле слова, сколько о неприятии политики Израиля в отношении палестинцев», — говорит эксперт.
Октябрьская акция была массовой и отражала настроение определенной части молодежи, а воскресная акция была проведена глубоко законспирированной террористической ячейкой, в ходе акции была проявлена конфессиональная ненависть, указывает Стародубровская.
«У меня нет оснований полагать, что террористы имели значимую поддержку среди населения республики», — говорит она. По ее словам, во времена, когда проблема джихадистского подполья была актуальна, ситуации, когда у отца-силовика дети были в подполье, были нередки — раскол в обществе был чудовищно болезненным и проходил через семьи.
Верховский отмечает, что после того как люди взялись за оружие и ушли в лес, ничего, кроме своевременной работы оперативников спецслужб, невозможно. «Более интересный вопрос — что делать, чтобы до этой стадии не доходило. Обычный мусульманин к такому не приходит, это редкость, разве что если есть личный мотив вроде мести. В нынешних условиях важно, чтобы правоохранительные органы вели все действия максимально законно, люди в окружении этих радикалов очень чувствительны к пропорциональности принимаемых мер», — сказал РБК Верховский.
Генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов обращает внимание, что нападавшие были не просто бандитами, а бандитами из местной элиты. «Ситуация повторяется — не выдвигаются какие-либо требования, нападающие преследуют цель как можно больше людей положить», — говорит он.