Великобритания вооружает Россию вопреки заявлениям о санкциях
Комитет обнаружил, что, несмотря на жесткую риторику в отношении России по поводу украинских событий, по состоянию на 14 мая нынешнего года британские власти на деле отменили только 34 экспортные лицензии, это произошло еще в марте.
Решение об отмене всех действующих лицензий на экспорт вооружения в Россию и отказ от рассмотрения будущих были озвучены 18 марта тогдашним главой британского МИД Уильямом Хейгом. Впрочем, оказалось, что торговые "репрессии" коснулись только той продукции, которая, по мнению правительства Великобритании, может быть использована непосредственно против Украины.
В марте, как следует из доклада, Великобритания остановила действие 15 лицензий на прямой экспорт вооружения в Россию, включая компоненты для сухопутной, воздушной и морской техники, технологии обнаружения и обезвреживания взрывных устройств, программное обеспечение с использованием криптографии. Еще 13 аннулированных лицензий предназначались для продукции, которая могла попасть в Россию через третьи страны - Францию, Италию и ЮАР. В этой группе был отменен экспорт компонентов для военных авиадвигателей, дисплеи для военной воздушной техники и другие компоненты для военных вертолетов.
Наконец, шесть отозванных лицензий относятся к категории так называемых открытых индивидуальных лицензий, среди которых различные высокотехнологичные компоненты, включая камеры и технологии для различных вооружений, включая ракеты "воздух-воздух". В общей сложности Великобритания приостановила или отозвала лицензии для России на сумму почти 37 млн фунтов стерлингов (63 млн долл.), следует из парламентского доклада.
Продолжающаяся торговля оружием на миллионы долларов расходится с заявлениями британских политиков, которые придерживаются самой жесткой позиции по России из всех стран Евросоюза. В понедельник (21 июля) премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в очередной раз призвал к принятию более жестких санкций против Москвы, теперь уже из-за катастрофы малайзийского "Боинга" по Донецком. В частности, Кэмерон настаивает, что остальные европейские страны должны последовать примеру Великобритании и прекратить экспортировать оружие в Россию. "Мы уже остановили его из Великобритании", - заявил тогда премьер, подчеркнув, что Лондон пошел на это в одностороннем порядке.
Председатель комитета британского парламента по контролю над экспортом оружия Джон Стэнли, который и обнаружил расхождение в "слове и деле" руководства Британии, в понедельник написал письмо новому министру иностранных дел Великобритании Филипу Хэммонду (занимает должность с 15 июля 2014г.) с требованием объяснить, почему из более чем 300 военных лицензий к маю было отозвано только 34, изменилось ли положение дел сейчас - особенно после катастрофы "Боинга" под Донецком.
Также парламентарий просит главу МИД разъяснить шаги, которые правительство Великобритании намерено предпринять, чтобы убедить другие страны ЕС и НАТО ввести аналогичные ограничения на экспорт в Россию.
В ответ на прошлое письмо Стэнли к бывшему главе МИД Хейгу министр по делам бизнеса и образования Великобритании Винс Кейбл констатировал, что на тот момент (14 мая) в ЕС только Германия приостановила выдачу экспортных лицензий на оружие и продукцию двойного назначения, конечным получателем которой являются ВС России. В то же время в письме отмечается, что в соответствии со своим законодательством Германия не в силах аннулировать уже выданные лицензии. Другие члены ЕС и НАТО пока не делали публичных заявлений по поводу торговли оружием с Россией, отмечал Кейбл, однако в кулуарах многие политики делились с британскими коллегами, что "осторожно" подходят к этому вопросу.
В среду авторы доклада также направили письмо премьер-министру Великобритании с просьбой прояснить, что правительство намерено делать с действующими лицензиями на экспорт вооружений в Россию. Об этом сообщил РБК представитель парламентского комитета. Ответ Дэвида Кэмерона пока неизвестен, его пресс-служба не смогла дать оперативный комментарий РБК.
Военный экспорт в Россию
Европа размышляет над введением эмбарго на поставки вооружений в Россию. На заседании глав МИД стран Евросоюза во вторник идею такого запрета поддержали Австрия, Великобритания, Литва и Швеция. Впрочем, британцы пока продолжают экспортировать военную продукцию в Россию - это стало известно из опубликованного в среду доклада комитета Палаты общин по контролю над экспортом оружия. Самая крупная сделка, которая может пострадать от эмбарго, - это поставка России французских кораблей-вертолетоносцев класса "Мистраль". Контракт на поставку двух "Мистралей" за 1,2 млрд евро был подписан в 2011г., когда президентом Франции был Николя Саркози. Первое судно ("Владивосток") почти готово и должно быть передано России в октябре 2014г., сообщил на этой неделе президент Франции Франсуа Олланд. Россия уже оплатила поставку корабля, и Франция обязана исполнить сделку, указал Олланд. Второй корабль ("Севастополь") должен быть передан заказчику в 2016г., и эта поставка может быть отменена в случае введения общеевропейского эмбарго.
В целом Россия импортирует не так много вооружений - по некоторым оценкам, на несколько сотен миллионов долларов в год (точные цифры неизвестны). Для сравнения, экспорт военной продукции в 2013г. составил 13 млрд долл.
РБК вспомнил еще несколько примеров европейских поставок для нужд отечественного ВПК:
Бронемашины Iveco
Итальянские бронемашины Iveco LMV появились в России в 2009г. - КамАЗ совместно с госкорпорацией "Ростех" купил два образца техники для испытаний. В декабре 2010г. Минобороны России выделило 30 млрд руб. на покупку 1775 машин этого типа до 2016г. Таким образом, средняя закупочная цена одного бронеавтомобиля составила 16,9 млн руб. Сборка машин по договору должна проходить в России на совместном предприятии Iveco и "Оборонсервиса" в Воронеже. Поступившие в Вооруженные силы РФ бронемашины получили кодовое обозначение "Рысь". В начале 2013 года армейское руководство заявило, что закупать машины сверх уже оплаченных не станет. На тот момент в войсках на вооружении стояло 60 "Рысей", законтрактовано было еще 358 автомобилей.
Авионика Thales
Thales - крупный европейский концерн со штаб-квартирой во Франции. Производит электронику для авиации, космоса, военного и морского применения. Французское правительство владеет 27% компании. По данным британской аналитической организации RUSI, Thales поставляет в Россию компоненты для спутников-шпионов. Судя по годовому отчету за 2013г., Thales действительно участвует в производстве высотомеров САДКО. На сайте российского предприятия ИСС им. Решетнева, с которым сотрудничает Thales, написано, что высотомер используется в геодезическом спутнике ГЕО-ИК-2. Этот спутник выполняет военные задачи. Кроме того, Thales Optonique ("дочка" Thales) производит для танков Т-90 тепловизоры CATHERINE-FC.
Комплектующие для спутников Airbus Group (бывшей EADS)
По данным эксперта RUSI Игоря Сутягина, оборонно-космическое подразделение Airbus Group, так же как и Thales, поставляет комплектующие для российских разведывательных спутников. Известно также, что спутник "Экспресс-АМ4Р", который неудачно пытались вывести на орбиту с помощью ракеты "Протон" два месяца назад, произведен фирмой EADS Astrium, 100-процентной "дочкой" Airbus. В марте 2012г. EADS Astrium построила предшественника спутника - "Экспресс-АМ4", который также не вышел на орбиту и был сброшен в океан.
Авионика для "МиГов", комплектующие для российских танков и вертолетов из Франции и Австрии
Британское военное издание IHS Jane’s Defence Weekly пишет, что Франция продает авионику для самолетов "МиГ", а также инфракрасную оптику (или ее технологии) для российских танков и вертолетов. Известно, что на последние модели вертолетов Камова ставят французские двигатели Turbomeca Ardiden, а на многоцелевой Ка-62 - еще и австрийскую трансмиссию Zoerkler.
Алена Сухаревская, Георгий Макаренко, Иван Ткачев