МИД предложил создать организацию по безопасности в Персидском заливе
Во вторник, 23 июля, МИД России представил собственную концепцию коллективной безопасности в зоне Персидского залива. Презентацию для аккредитованных в Москве представителей арабских государств, Ирана, Турции, пятерки постоянных членов СБ ООН, Евросоюза, ЛАГ и стран БРИКС провел заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов. Он также является спецпредставителем президента России по Ближнему Востоку и странам Африки.
Долгосрочной задачей документа называется создание организации по безопасности и сотрудничеству в зоне Персидского залива (ОБСПЗ). В документе, опубликованном на сайте МИДа, указывается, что в этом регионе напряженность не спадает «на протяжении последних десятилетий».
В связи с этим Россия предлагает создать систему безопасности в зоне Персидского залива, основанную на следующих принципах:
- создание общей антитеррористической коалиции под эгидой ООН,
- мобилизация общественного мнения мусульманских и других стран на совместное противодействие террористической угрозе,
- приверженность сторон международному праву,
- проведение миротворческих операций лишь на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН,
- взаимодействие, построенное на уважении интересов региональных сторон и всех вовлеченных участников, многосторонность диалога и неприемлемость исключения из него кого-либо «по тем или иным причинам».
Продвижение к созданию системы безопасности должно осуществляться поэтапно, «начиная с решения наиболее острых и актуальных проблем». К их числу МИД отнес борьбу с международным терроризмом, разрешение кризисов в Йемене, Сирии и Ираке и полное исполнение условий «ядерной сделки», от которой уже успели отказаться Соединенные Штаты.
Для запуска создания организации МИД предложил сформировать инициативную группу. Она должна будет определить, какие из стран войдут в организации, определить повестку, место форума, представителей и подготовить проекты решений. Россия предложила странам региона отказаться от применения силы и угрозы силой и отказаться от постоянной дислокации иностранных войск на своей территории. В МИДе всем странам региона предложили создать демилитаризованные зоны и договориться о сокращении вооруженных сил.
Ситуация в районе Персидского залива осложнилась после того, как Соединенные Штаты в мае 2018 года вышли из «ядерной сделки», предусматривающей прекращение санкций против Ирана в обмен на заморозку ядерной программы страны. США вновь ввели санкции против Ирана и начали блокировать поступление иранской нефти на международный рынок. Отношения Вашингтона и Тегерана обострились. Иран прекратил выполнение условий «ядерной сделки» и возобновил обогащение урана.
20 июня корпус стражей Исламской революции объявил об уничтожении американского разведывательного дрона, вторгшегося в воздушное пространство страны. В Пентагоне факт нарушения границы опровергли, а президент США Дональд Трамп сообщил, что в качестве ответной меры принял решение о нанесении ракетного удара по Ирану, однако отказался от него в последний момент из-за риска гибели мирных жителей. Однако через месяц уже американские военные сбили иранский беспилотник, который, по их заявлениям, угрожал безопасности эсминца USS Boxer.
Напряженные отношения между Западом и Ираном осложнили судоходство в Персидском заливе. В ответ на задержание британцами иранского танкера в Гибралтаре Тегеран пригрозил захватить британское судно. 19 июля иранские военные задержали британский танкер Stena Impero, в ответ на что Лондон пообещал расширить военное присутствие в регионе.