Почему аргентинский Трамп пришел лишь вторым в первом туре
Министр экономики Масса и популист Милей вышли во второй турС какими результатами финишировали кандидаты
Прошедшие 22 октября президентские выборы в Аргентине, как и предсказывали эксперты, закончились тем, что ни один из кандидатов не набрал нужного для победы числа голосов. Второй тур назначен на 19 ноября.
Сенсацией же стало распределение голосов между кандидатами, которое не совпало с опросами общественного мнения. В частности, по данным Национальной избирательной палаты, после обработки 90% бюллетеней лидером гонки являлся действующий министр экономики Серхио Масса, хотя еще в конце августа по итогам праймериз он шел третьим. За Массу было подано 36,64% голосов, а за пришедшего вторым либертарианца Хавьера Милея, считавшегося фаворитом, — 30,01%. Третьей пришла экс-министр безопасности и кандидат от правых партий Патрисия Буллрич с 23,83%. Следующим с большим отставанием идет губернатор провинции Кордова Хуан Скьяретти с 6,81%, замыкает список крайне левый политик Мириам Брегман, которая набрала лишь 2,7% голосов.
Явка составила 75%, на участки пришли 25 млн аргентинцев.
Для победы в первом туре кандидату необходимо было набрать либо 45% голосов, либо 40%, но при отрыве от ближайшего соперника на десять и более процентов. Во второй тур, таким образом, вышли Масса и Милей, и по его итогам избранный президент должен будет вступить в должность в декабре на четырехлетний срок.
Уверенное лидерство Массы стало неожиданным на фоне того, что Аргентина переживает самый серьезный экономический кризис со времен депрессии 1998–2002 годов, приведшей ее к дефолту на $80 млрд. Именно Масса как министр экономики отвечает за борьбу с инфляцией, которая выросла до 138%, переговоры с Международным валютным фондом и валютные запасы страны. 40% населения живет за чертой бедности. Аргентина пережила значительную девальвацию песо и была вынуждена рефинансировать свой долг МВФ в размере $44 млрд. Если в апреле 2020-го один доллар США обменивали на 80 песо, то к октябрю 2023-го курс доллара в обменных пунктах превысил 1 тыс. песо, а разрыв между официальным и параллельным курсами твердых валют, которые используются в Аргентине, превысил 170%.
Что помогло министру экономики вырваться вперед
Такой резкий рывок Массы Buenos Aires Times объясняет прежде всего хорошо спланированной избирательной кампанией, которая сыграла на страхе населения потерять социальные льготы. Правящая в Аргентине левоцентристская коалиция перионистов «Союз ради родины», от которой и баллотируется Масса, на протяжении последних десятилетий проводит политику государственного вмешательства в экономику и развивает программы социального обеспечения.
Как министр экономики Масса объявил о новых налоговых льготах и социальных выплатах. Одновременно он, как указывает CNN, отчасти дистанцировался от политики действующего правительства, пытаясь показать себя прагматиком. Главным его посылом было сохранение действующих в стране льгот на фоне желания его ближайшего конкурента Милея полностью перекроить экономическую и финансовую модель. Накануне голосования в столице Аргентины на остановках висели рекламные плакаты, которые сравнивали стоимость проезда в общественном транспорте с учетом действующих в стране льгот, которые Масса обещал сохранить, и после их отмены в случае прихода к власти Милея — 700 песо против 59.
Масса выступает за сохранение бесплатного высшего образования и развитие промышленности. В случае победы он пообещал создать правительство национального единства, в которое вошли бы и представители оппозиции, чтобы совместно бороться с тяжелой экономической ситуацией в стране.
Значительную поддержку Массе оказали в провинции Буэнос-Айрес (население 15 млн человек), где перионисты уверенно выступили не только на президентских, но и на парламентских и местных выборах. Наконец, его лидерству способствовали и радикальные заявления Милея, который обещал перекроить экономику Аргентины, выходя на митинги с бензопилой в руках. Аргентинцы, указывает Buenos Aires Times, оказались к этому не готовы.
Милей, либертарианец без политического опыта, экономист и шоумен, имеет неоднозначную репутацию в Аргентине, его часто сравнивают с экс-президентами Дональдом Трампом и Жаиром Болсонару. Милей ворвался в предвыборную гонку на волне отрицания истеблишмента и сложившейся экономической системы, жестко критикуя коррупцию и действия властей. Среди предложенных им радикальных мер фигурировали переход с песо на доллар, сокращение государственных расходов на 15% за счет урезания субсидий и закрытия десятка министерств, включая министерства труда и образования. Милей также выступает за запрет абортов и полового воспитания в школах. Милей неоднократно заявлял, что в случае своей победы не будет вести дела с такими странами, как Бразилия, Китай и Россия, и грозился отозвать уже одобренную заявку на вступление Аргентины в БРИКС.
Чего ожидают от электората Буллрич
Как отмечает Reuters, борьба вышедших во второй тур кандидатов также олицетворяет борьбу двух экономических моделей развития Аргентины. Основная задача как для Массы, так и для Милея — привлечь на свою сторону 6 млн аргентинцев, которые проголосовали в первом туре за Буллрич; борьба может развернуться и за голоса Скьяретти. Экс-министр безопасности находится посередине между двумя крайними позициями кандидатов в президенты, а потому каждому из них придется смягчить свои высказывания, чтобы переманить ее электорат, отмечает агентство.
Буллрич — один из ярых критиков действующего правительства, после первого тура выборов она признала свое поражение, но отказалась поздравить Массу с промежуточной победой. «Я не собираюсь поздравлять кого-то, кто был частью худшего правительства Аргентины», — заявила Буллрич после оглашения промежуточных результатов. Однако этот факт не означает, что ее избиратели пойдут голосовать за Милея, указывает Buenos Aires Times, напоминая о том, что отношения Буллрич с Милеем также не слишком хороши. Издание опросило ведущие аналитические компании страны, и все они указали на то, что пока последующее распределение голосов электората Буллрич предсказать сложно из-за того, что он весьма неоднороден; более четкая картина может появиться ближе ко второму туру. Часть сторонников Буллрич откровенно напугана идеями Милея, особенно в области образования и здравоохранения, другие же, наоборот, согласны на перемены на фоне нынешних катастрофических проблем в экономике.