Лидеры Индии и КНР провели первые за пять лет переговоры на полях БРИКС
Они подтвердили размежевание сил через четыре года после кровопролитной стычки в ГималаяхКак прошли первые за пять лет переговоры Си и Моди
23 октября на полях проходящего в Казани XVI саммита БРИКС состоялись двусторонние переговоры лидеров Индии и Китая — первые почти что за пять лет. В течение этого времени Нарендра Моди и Си Цзиньпин встречались и обменивались любезностями на различных международных мероприятиях, но полноценные переговоры с участием делегаций последний раз прошли в ноябре 2019 года, тоже на полях саммита объединения, в Бразилиа.
«Мы считаем, что индийско-китайские отношения важны не только для наших народов. Наши отношения также важны для глобального мира, стабильности и прогресса», — заявил Моди в начале встречи, согласно стенограмме, опубликованной его канцелярией. Индийский премьер подчеркнул, что двусторонние связи должны строиться на трех столпах — взаимном доверии, взаимоуважении и взаимной чуткости. В заявлении МИД Индии, опубликованном по итогам встречи, также отмечается, что Моди призвал, чтобы разногласия и территориальные споры двух стран о статусе приграничных районов «не нарушали мир и спокойствие».
Си заявил, что в интересах двух стран «придерживаться исторических тенденций и правильного направления двухсторонних отношений» и что «китайско-индийские отношения — это, по сути, вопрос, как две крупные развивающиеся страны и соседи, каждая с населением в 1,4 млрд человек, относятся друг к другу», сообщает китайское государственное агентство «Синьхуа». В сообщении также отмечается, что лидеры условились не допустить, чтобы отдельные разногласия влияли на отношения в целом.
Встрече предшествовало заключение соглашения о размежевании вооруженных сил и возобновлении патрулирования на границе в Гималаях. Договоренности положили конец обострению в двусторонних отношениях, начавшемуся из-за приграничных стычек между индийскими и китайскими военнослужащими на спорных территориях в мае 2020 года.
Самое кровопролитное столкновение произошло ночью с 15 на 16 июня 2020 года в Гальванской долине. Индийские и китайские пограничники, вооружившись палками с гвоздями и камнями, вступили в рукопашную, в результате погибли 20 индийских военных и четыре китайских. В декабре 2022 года произошло еще одно столкновение, на этот раз в округе Таванг в индийском штате Аруначал-Прадеш. Как сообщало ANI, несколько военнослужащих с обеих сторон получили легкие ранения. За очередным обострением последовал длительный переговорный процесс по военным и дипломатическим каналам.
Анонсируя соглашение с Пекином, глава МИД Индии Субраманьям Джайшанкар 21 октября не раскрыл его детали, но подчеркнул, что новые договоренности позволят вернуться к статус-кво, существовавшему до 2020 года. «На этом мы можем сказать, что размежевание сил с Китаем завершено», — сообщил он. Позднее эту информацию подтвердили в Пекине. Но ни одна из сторон не уточнила, подразумевает ли соглашение вывод десятков тысяч военнослужащих, направленных в приграничные районы в фазе обострения.
Профессор Университета имени Джавахарлала Неру Шрикант Кондапалли рассказал РБК, что в районе от Каракорумских хребтов в Ладакхе до приграничных районов Химачала и Тибета насчитывается около 65 пунктов патрулирования, которые индийская сторона использовала на протяжении нескольких десятилетий, и после обострения в 2020 году китайская сторона препятствовала индийским патрулям в части из них. В феврале 2021 года Министерства обороны двух стран договорились о частичном размежевании сил и возобновлении патрулирования, кроме как в трех районах. Из-за того, что правительство не привело детали соглашения, неясно, предлагает ли оно возврат индийских патрульных в эти районы.
Территориальный спор между Индией и Китаем длится с 1951 года, когда Пекин взял под свой контроль Тибет. Граница между двумя азиатскими державами так и не была демаркирована, а в качестве демаркационной линии используется «линия фактического контроля» (Line of Actual Control, LAC) протяженностью почти 3,4 тыс. км. Осенью 1962 года неурегулированный территориальный спор спровоцировал пограничную войну, в результате которой с обеих сторон погибло около 2 тыс. человек. Индия потерпела поражение, а Китай занял регион Аксайчин.
В 1967 году бои разгорелись на территории индийского протектората Сикким, а в 1975 году в результате перестрелки погибли четыре человека. В 1993, 1996 и 2005 годах Индия и Китай заключили серию соглашений, предусматривающих запрет на использование боевых патронов при патрулировании на спорных территориях. С тех пор до 2020 года обходилось без жертв.
Индия по-прежнему считает Аксайчин частью своей союзной территории Ладакх. КНР же претендует на территории в штате Аруначал-Прадеш, которые контролирует Нью-Дели.
Как соглашение и саммит отразятся на двусторонних отношениях
После переговоров Моди и Си индийский МИД анонсировал скорую встречу специальных представителей двух стран по вопросам границы — советника по нацбезопасности индийского премьера Аджита Довала и главы МИД КНР Ван И — «для контроля за поддержанием мира и спокойствия в приграничных районах и поиска справедливого, разумного и взаимоприемлемого решения пограничной проблемы». «Соответствующие механизмы диалога на уровне министров иностранных дел и других официальных лиц также будут задействованы для стабилизации и восстановления двусторонних отношений», — говорится в заявлении внешнеполитического ведомства.
По итогам встречи в Казани первый заместитель министра иностранных дел Индии Викрам Мисри заявил журналистам, что «восстановление мира и спокойствия в приграничных районах создаст пространство для возвращения нас на путь нормализации двусторонних отношений». «Теперь официальные лица предпримут следующие шаги для обсуждения укрепления стратегической связи и стабилизации двусторонних отношений, используя соответствующие официальные механизмы, в том числе диалога на уровне министров иностранных дел наших стран», — сказал он.
Кондапалли предположил, что сторонам удалось прийти к соглашению в октябре 2024 года по нескольким причинам. В частности, Китай столкнулся с вызовами в том числе из-за курса Запада на «разъединение» (англ. decoupling) с китайской экономикой, неопределенности в отношении курса следующего президента США и территориальных споров с соседними странами. «Россия, Индия и Китай хотят объединиться, чтобы увеличить многополярный лагерь, нейтрализовать [негативные последствия] санкций, расширить дедолларизацию и т.д. Однако пока рано говорить о каком-либо улучшении индийско-китайских отношений, поскольку структурные проблемы сохраняются», — заявил он.
Кандидат исторических наук, руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Алексей Куприянов также заявил РБК, что ни само соглашение, ни состоявшуюся встречу не стоит воспринимать как нечто из ряда вон выходящее и меняющее правила игры — это возвращение к нормальному состоянию в двусторонних отношениях, которое существовало до инцидента в Гальванской долине в 2020 году. По его словам, приграничные стычки стали следствием «инициативы на местах» и неожиданностью для обоих лидеров. «Но вопрос в том, что будет дальше. Столкновению в Гальване предшествовал визит Моди в Ухань [в 2018 году] и визит Си Цзиньпина в Махабалипурам [в 2019-м]. Насколько удастся вернуться к этому «уханьскому духу» — пока непонятно, но по крайней мере это очень хороший сигнал», — отметил он.
Эксперт, однако, усомнился, что в обозримом будущем сторонам удастся прийти к соглашению об окончательном урегулировании приграничных споров. Подобное решение, вероятно, потребует признание LAC в качестве официальной границы и окончательную утрату Индией Аксайчина, что может навредить позициям правящей «Бхаратии джаната парти» на предстоящих выборах в штатах Махараштра и Джаркханд.
«[В случае утраты Аксайчина] правительство Нарендры Моди окажется под огнем критики оппозиционного Индийского национального конгресса, это очень острый вопрос. Но главное — его урегулирование фактически не нужно сейчас ни Индии, ни Китаю. Это не экзистенциальный вопрос и даже не вопрос урегулирования отношений, потому что китайско-индийские экономические связи продолжают развиваться, несмотря на все эти проблемы. Необходимости для индийского правительства педалировать эту тему и жертвовать политическим капиталом сейчас нет», — резюмировал Куприянов.