За частоту ТВ-6 будут бороться 3-8 телекомпаний
Итоги подобных мероприятий подводит Федеральная конкурсная комиссия по теле- и радиовещанию (ФКК). Порядок ее создания определяется приказом министра. Федеральная комиссия за свою двухлетнюю историю провела 22 заседания. На них были рассмотрены вопросы о выделении в общей сложности более 300 частот (основное их количество выставляется в регионах).
По словам Михаила Сеславинского, все желающие в течение полутора месяцев подают заявки на участие в конкурсе. За две недели до даты проведения конкурса прием заявок прекращается. Все это время члены ФКК, дома или на работе, знакомятся с документами конкурсантов. Все претенденты делают свои заявки по-разному - кто-то готовит целые маркетинговые исследования, оформляет заявку красиво: прилагает фотографии журналистов, свое видение дизайна телестудии и т. д. А кто-то ограничивается только необходимыми документами.
Постоянный состав ФКК - это 9 человек, которые рассматривают все заявки. В постоянный состав входят представители Минпечати и Минсвязи, включая Михаила Лесина, Леонида Реймана, Михаила Сеславинского, еще одного заместителя главы Минпечати Андрея Романченко и начальника производственно-технического управления того же министерства Сергея Никанорова. Кроме того, в нее также входят известные люди из различных теле- и радиоорганизаций: телеведущий Владимир Познер, Манана Асламазян - директор некоммерческой организации "Интерньюс", Марк Кривошеев - сотрудник НИИ Радио. Есть в ФКК и представитель ТВ-6 - Всеволод Вильчик, руководитель службы социологических исследований ТВ-6. Ни одна другая телекомпания не имеет своих представителей в ФКК, даже ОРТ.
Есть еще и "меняющаяся часть" ФКК. Когда конкурс затрагивает интересы того или иного субъекта Федерации, то участвуют его представители - еще три человека: один человек от органа исполнительной власти субъекта Федерации, один от органа законодательной власти и полномочный представитель Президента РФ в данном регионе или уполномоченное им лицо. На конкурсе по ТВ-6 региональных представителей не будет, потому что право на вещание выставляется "пакетом", куда входит 23 субъекта Федерации, и собрать всех их представителей на ФКК будет невозможно. В таких случаях региональная часть комиссии не формируется.
Вопрос о том, по какой стоимости выставлять частоты на конкурс, дебатировался очень долго. В ФКК исходили из нескольких критериев: во-первых, конкурс не должен быть аукционом, на котором победителем становится тот, кто больше заплатит. Сумма назначается "твердая" с самого начала и определяется она решением ФКК. Причем суммы эти небольшие. В городах-"миллионщиках" цена на частоту дециметрового канала не превышает 30-40 тысяч долларов. По словам Михаила Сеславинского, "мы просто определяем сумму, которая демонстрирует финансовые возможности и дееспособность претендентов... На ФКК уже рассматривались вопросы, связанные с компаниями ТВ-Центр и ОРТ, и именно тогда для них была определена одинаковая конкурсная сумма - 1 миллион долларов. Это не стоимость лицензии, это не рыночная оценка частот, не рыночная оценка возможных доходов компании. Это - некий барометр. Такая сумма заставит задуматься о целесообразности участия в конкурсе те компании, которые хотели бы поучаствовать в нем, как говорится, на "авось".
После конкурса 60% от уплаченного победителем миллиона уходит в федеральный бюджет и по 20% перечисляется на счета Минпечати и Минсвязи. Расходуются эти средства на разработку новых частот и на деятельность по контролю за соблюдением вещателями действующего законодательства.
Михаил Сеславинский полагает, что в нынешнем конкурсе будет участвовать "от трех до восьми" компаний, но, по его мнению, "сейчас говорить об этом рано". Что касается гарантий объективности и беспристрастности ФКК, то, по словам замминистра, "было много обсуждений и много попыток придумать какой-то иной механизм проведения подобных конкурсов, кроме создания ФКК. Но придумать такой механизм оказалось невозможно. Я напомню, что до создания ФКК право принимать решение имел непосредственно орган исполнительной власти, и в такой ситуации диктовать свои условия было куда удобнее. Подобное единоличное право одного министерства определять победителя теперь устранено. ФКК - коллективный орган. Упрекать Познера в том, что он от кого-то зависит - смешно. Между прочим, его мнение часто бывает решающим на заседаниях ФКК. Он очень активно и вдумчиво работает с конкурсантами. Лично я бы не хотел попасть к нему на экзамен. После того как конкурсанты заканчивают свое выступление, мы проводим совместное обсуждение. Что касается чиновников, которые входят в ФКК, то на самом деле они редко голосуют одинаково. В это с трудом верится, но это так. Я сошлюсь на того же Познера, который сказал: "Если я буду чувствовать, что в этой комиссии мы являемся ширмой для государства, я участвовать в ней не буду".
Говоря о критериях отбора концепций вещания, Михаил Сеславинский заявил: "Каждый член ФКК будет решать сам за себя. Некоторые члены комиссии могут считать участие Гусинского или Березовского в проекте "плюсом", другие - "минусом". У всех свои соображения". Отвечая же на вопрос о возможных преимуществах коллектива ТВ-6, замминистра заметил: "кто знает, что будет представлять из себя ТВ-6 на момент проведения конкурса? Мы не знаем, кто и с каким журналистским коллективом, и с какой программной концепцией выйдет на конкурс от лица нынешнего канала ТВ-6. Гадать сейчас на кофейной гуще я не хочу".
Михаил Сеславинский признает, что звонки членам ФКК с разными просьбами "помочь" той или иной компании "поступают членам комиссии постоянно. Правда, угроз не бывало никогда. Раньше много ходило слухов о том, что членам ФКК предлагались деньги за то, чтобы они проявили благосклонность к какой-нибудь фирме. Но теперь слухи эти утихли. Дело в том, что сам механизм функционирования ФКК был создан как раз для того, чтобы вокруг конкурсов не было денег и коррупции. В ФКК входят уважаемые и известные люди, и никто из них не готов рисковать собственной репутацией. Если бы кто-нибудь из них получил взятку или предложение о ней, то о таком случае в нашей теле- и радиотусовке стало бы моментально известно. У нас бывают проблемы с губернаторами, которые часто стремятся провести на конкурс компании, которые связаны с их интересами. Иногда это выплескивается в открытые конфликты с ФКК. Но мы боремся".