Глава Конституционного суда объяснил правовую логику присоединения Крыма
«Россия в отношении Крыма лишь спешно исправляла те грубейшие нарушения новой киевской властью ключевых прав и свобод собственных граждан», — пишет Зорькин в материале, опубликованном «Российской газетой». По его словам, в Москве были обеспокоены возможным нарушением прав русскоязычных крымчан и судьбой Черноморского флота, который новые киевские власти пригрозили выгнать из Севастополя, отдав эту базу НАТО.
Глава российского КС отмечает, что при вводе в Крым дополнительного военного контингента Россия не нарушала договор о базировании Черноморского флота, по которому максимальная численность российских войск на полуострове ограничивалась 25 тыс. человек. Зорькин также обращает внимание на то, что по соглашение с Украиной «российские военнослужащие имели право выходить за пределы объектов базирования при необходимости защиты членов своих семей», каковым положением они и воспользовались.
При рассмотрении вопроса о принятии Крыма в состав России учитывался также принцип международного права «Обязанность защищать», который, как отмечается в статье, «еще не введен официально в Устав ООН, но общепризнан и уже широко применяется». Этот принцип подразумевает возможность нарушения суверенитета страны со стороны международного сообщества, если власти этой страны не могут защитить базовые права ее граждан или сам грубо их нарушают.
Интернет-издание «Медуза» отмечает разночтения в версии Зорькина с позицией президента России Владимира Путина, озвученной в документальном фильме «Путь на Родину». Глава государства сказал: «Это была ночь с 22 на 23 февраля. Мы закончили около 7 часов утра. И когда расставались, не скрою, я всем моим коллегам — их было четверо — сказал: «Ситуация развернулась таким образом на Украине, что мы вынуждены начать работу по возврату Крыма в состав России, потому что мы не можем бросить эту территорию и людей, которые там проживают, на произвол судьбы под каток националистов».
В то же время Зорькин утверждает, что Россия приняла решение защитить права крымчан после принятия в Киеве нового закона о языке и подготовке к отправке на полуостров активистов, которые были готовые применить силовые действия к местным жителям, не согласным с политикой властей. Между тем Верховная рада отменила закон «О государственной языковой политике», который разрешал придавать официальный статус русскому и другим негосударственным языкам, 23 февраля.
Статья Зорькина, которую он написал «как гражданин России», является ответом на публикацию в «Новой газете» профессора НИУ ВШЭ Елены Лукьяновой, в которой она ставит под сомнение законность присоединения Крыма с юридической точки зрения. В частности, она указывает на то, что Конституционный суд «как минимум восемь раз нарушил свои собственные процедуры и интерпретировал положения закона» при проверке на соответствие основному закону международного договора между Крымом и Россией.
Конституционный суд единогласно признал законным присоединение Крыма и Севастополя к России 19 марта 2014 года. Запрос о проверке договора поступил в КС от президента Путина 18 марта после подписания соглашения между Россией, Крымом и Севастополем, но до его ратификации парламентом, и был принят к рассмотрению без публичных слушаний. По словам Зорькина, интерпретация КС норм международного права и Конституции РФ «была обоснованной и допустимой».