Володин назвал законы президента и правительства «на голову выше» думских
«На голову выше»
Председатель Госдумы Вячеслав Володин и президент Владимир Путин в понедельник, 24 апреля, обсудили качество законопроектов на встрече с членами Совета законодателей в Санкт-Петербурге. Президент заявил, что в российском обществе «утвердилось уважительное отношение к парламентской деятельности», но признал, что пока не удалось достичь системного подхода к созданию законодательной базы».
«Законопроекты далеко не всегда имеют глубокую, всестороннюю проработку. Недостаточно учитываются экспертные и научные оценки», — отметил президент. Он пожаловался на «необоснованную штурмовщину и суету» при внесении законопроектов. Это вина не только парламентариев, но и «коллег из исполнительной власти», добавил он.
Володин, в свою очередь, сказал, что одни из самых качественных законопроектов поступают в Госдуму от президента и от правительства. Эти проекты «на голову выше», чем инициативы депутатов, сенаторов, региональных парламентов, отметил спикер нижней палаты. Разницу в качестве законопроектов он связал с тем, что при подготовке министерских и кремлевских документов используется «солидная экспертная база министерств, ведущих экспертных центров и вузов страны».
Законодательные инициативы депутатов должны носить не менее проработанный характер, считает Володин. «Часто к нам на рассмотрение поступают очень важные для граждан страны законодательные инициативы. Но мы вынуждены их отклонять только потому, что они плохо проработаны или оформлены не должным образом», — пояснил он.
Дума ранее обязала правительство предоставлять информацию о подготовке проектов подзаконных актов перед третьем чтением законопроектов, напомнил Володин Путину. По мнению спикера Госдумы, это должно повысить качество законопроектов и ускорить их исполнение, а то некоторые законы годами «лежат на полках» и не могут быть реализованы из-за отсутствия нормативной базы.
Президент, в свою очередь, призвал Думу подходить к этому вопросу «творчески», так как не всегда возможно подготовить заранее весь пакет подзаконных актов, потому что депутаты часто вносят свои поправки и не совсем ясно, каков будет окончательный вид самого закона.
Не просто «тягаться» с кабмином
Качество думских инициатив пока не всегда идеально, согласен депутат от фракции «Единой России» Евгений Ревенко. По его словам, депутатам часто не хватает экспертной базы, тогда как, скажем, в парламентах отдельных стран депутат иногда «отдает идею экспертам и получает законопроект под ключ. В этом созыве Госдумы «много новичков, у которых много идей, но мало опыта», отметил Ревенко. Для повышения качества инициатив он предложил депутатам «не спешить и чаще советоваться с опытными коллегами».
Госдума просто не может «тягаться» с правительством и президентской администрацией по ресурсному обеспечению подготовки законопроектов, согласен справоросс Михаил Емельянов. Он считает, что появление у депутатов доступа к возможностям правительственных экспертных институтов улучшило бы качество законопроектов. Но дело далеко не всегда только в качестве, отметил депутат. «Законопроекты оппозиционных фракций порой не проходят не потому, что они не проработаны, а по политическим мотивам. Потом эти же инициативы вносятся уже от имени правительства и принимаются. Так было с законом о бессрочной приватизации жилья, который предложила изначально именно оппозиция», — сетует Емельянов.
Ранее депутатам было рекомендовано не вносить законопроекты без предварительного обсуждения с фракцией. В середине апреля глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев и его первый заместитель Эрнест Валеев (оба от фракции «Единой России») отозвали свой законопроект о полиции после замечания вице-спикера Сергея Неверова о том, что инициатива не была предварительно согласована. По рекомендации руководства фракции единороссы отозвали свои подписи и под законопроектом ЛДПР о захоронении Ленина.
Политолог Аббас Галлямов отметил, что откровенно не проработанных и скандальных инициатив в Думе стало гораздо меньше и ставка на повышение качества законопроектов себя оправдала. «Важно не перейти тонкую грань: улучшение качества не должно идти за счет ограничения свободы депутатской инициативы, — рассуждает эксперт. — Все-таки депутат — это представитель интересов своих избирателей. Важно обеспечить и равенство фракций».