«Наглость, испытывающая Запад»: иностранные СМИ о задержании Протасевича
«Мы все еще не знаем все детали этой истории, но последствия могут быть огромными. Есть вопросы насчет свободы в воздухе: насколько уязвимы перед таким поведением могут быть другие рейсы? Кто-то уже называет это актом агрессии или государственным терроризмом, формой угона. Какой опасности подвергались пассажиры? Какой прецедент может быть создан? Стоит ли перенаправлять рейсы мимо белорусского воздушного пространства? Есть вопросы по части международного права: насколько этот акт был незаконным, как многие предполагают, и если был, то какие должны быть последствия? Есть вопросы о свободе слова: будут ли критики других авторитарных режимов бояться, что такое может случиться с ними?
И есть вопросы по части дипломатии. Политики по всей Европе уже призвали ЕС и НАТО вмешаться. Есть требования ввести дальнейшие санкции против белорусского правительства, чья легитимность многими на Западе подвергается сомнению после спорных прошлогодних выборов. Президента Лукашенко часто описывают как последнего диктатора Европы. Добавится ли слово «пират» к его списку титулов?»
«Мы определенно наблюдаем быстрое размывание международных норм, так как нечистые на руку государства обнаруживают, что могут делать что хотят. Это делает мир более хаотичным и опасным.
Принуждение к посадке рейса Ryanair надо рассматривать с этой точки зрения: не как отдельный инцидент, а как часть модели поведения диктаторов, со все большей наглостью испытывающих Запад. Это делает еще более необходимым, чтобы Евросоюз и США сделали больше, чем дежурное осуждение воздушного пиратства Лукашенко. Лукашенко должен заплатить такую высокую цену за свою агрессию, что это остановит других тиранов и начнет чинить рваную ткань международного права».
«Принуждение к экстренной посадке европейского лайнера — экстраординарный акт даже для правительства Лукашенко, которое запустило широкое наступление на оппозиционных лидеров и независимые медиа. Оппоненты режима арестованы, в том числе те, кто уехал за границу, опасаясь репрессий, включая бывшего пресс-секретаря Лукашенко, который в прошлом месяце пропал во время поездки в Москву, а затем нашелся под стражей в Минске (имеется в виду Александр Федута. — РБК).
Протасевич обвиняется в Белоруссии в терроризме и организации протестов после того, как каналы NEXTA стали главными средствами связи для координации прошлогодних протестов из-за нарушений на выборах. Протасевич жил в изгнании, и Польша уже отказывала в его экстрадиции.
Протасевич летел внутриевропейским рейсом из Афин в Вильнюс, столицу Литвы, когда самолет был перенаправлен в Минск».
«Многим еще долго будет сниться выражение лица молодого блогера Романа Протасевича, задержанного в пассажирском самолете. Он путешествовал из свободной страны в свободную страну, из Афин в Вильнюс, и внезапно приземлился в Минске, чтобы, как он сам знает, стать самым важным политическим заключенным безжалостного диктатора Александра Лукашенко.
<…> На этот раз многие западные лидеры отреагировали быстро и заявили о готовности сделать больше, чем они делали прежде. Однако принуждение пассажирского самолета к посадке при помощи военного истребителя впечатляет, каждый может оказаться одним из случайных пассажиров. На борту лайнера находились граждане западных государств. Самолет зарегистрирован в компании в Польше, головной офис которой находится в Ирландии, а летел он из Греции в Литву. Все это страны Европейского союза, три из них — члены НАТО.
Но что может сделать Евросоюз, лидеры которого будут обсуждать ситуацию в Белоруссии на саммите в понедельник и вторник? Он может расширить черный список, ввести жесткие экономические санкции и запретить полеты белорусских авиакомпаний. Первый шаг, наверное, большого впечатления не произведет, диктатор уже входит в такой список. Сильный удар по белорусским экспортерам и авиакомпании «Белавиа» стал бы хорошим свидетельством решимости ЕС.
Но заставит ли это Лукашенко освободить Романа Протасевича? Звучит ужасно, но маловероятно. Диктатор привык к изоляции, он был изолирован с небольшими промежутками в течение многих лет. <…> Кроме того, он пользуется полной поддержкой кремлевского правителя, которого не беспокоят санкции. Путин будет рад поддержать полностью изолированного Лукашенко».
Сколько еще потребуется времени, чтобы политика скучных повторяющихся высказываний и полусимволических санкций была открыто признана неэффективной? <…> Политика Запада не вынудила Россию и ее сателлитов вести себя цивилизованно, не помогла избавиться от тиранов, не предотвратила аннексию Крыма, Донбасса, Южной Осетии, не остановила политические убийства, заказанные Кремлем <…>.
Неэффективную, неудачную политику в отношении России и Белоруссии необходимо изменить, но она не меняется уже много лет. А это вызывает неудобные вопросы об истинных мотивах стратегов такой политики. Может быть, ситуация, подобная той, которая сложилась в XXI веке к востоку от ЕС, просто удовлетворяет основных игроков больше, чем другие реальные альтернативы, среди которых сейчас нет ни свободной демократической России, ни свободной демократической Белоруссии?
Такое объяснение может показаться циничным, но другого убедительного объяснения, к сожалению, найти невозможно.
Мотивы, по которым Запад поддерживает статус-кво с Россией, могут быть разными. <…> опасение, что режим Путина сменится еще худшим <…>. Конечно, могут играть роль и другие факторы, более характерные для ЕС. Банальны, например, причина отсутствия видения и способности играть и побеждать в политике на востоке; отсутствие ресурсов жесткой и мягкой силы и, следовательно, рычагов давления и т.д. К этим факторам прибавляется элементарное желание перестать думать о России, Белоруссии, Путине, Лукашенко, всех этих мордорах и сауронах, заняться своими внутренними проблемами и дать флаг против Кремля тем, кто действительно может воевать (США), и тем, кто, кажется, хочет (соседи России).
Среди этих соседей, конечно же, Литва. А внешняя политика Литвы сейчас чрезвычайно смелая, иногда кажется даже смелее американской. <…> Если Европа не захочет или не сможет внести свой вклад, то Литва попытается решить проблему Белоруссии без активного участия западных союзников».