Приговор с предупреждением: почему власти стали суровее к националистам
В среду Мещанский суд столицы вынес приговор лидеру запрещенного движения «Русские» Александру Белову (Поткину). Он получил 7,5 года заключения за разжигание межнациональной розни, экстремизм и отмывание средств казахского БТА Банка.
Этот приговор стал вторым на его счету. В 2009 году Дорогомиловский суд столицы приговорил его к условному сроку за разжигание межнациональной розни. Поводом стало выступление Поткина на «Русском марше», когда он сравнил здание правительства со свитком Торы.
Приговор Белову стал не самым суровым из многих дел националистов, но вписывается в тенденцию ужесточения наказания по экстремистским статьям.
Условные националисты
Основатель ультранационалистической организации «Русское национальное единство» (РНЕ) Александр Баркашов попал в следственный изолятор после того, как принял участие в вооруженном конфликте в Москве в 1993 году на стороне Верховного совета. Но год спустя его освободили по амнистии, после этого он активно продолжил националистическую деятельность. Только в 2007 году он был приговорен к наказанию — двум годам лишения свободы, но не по националистическим статьям, а за нападение на сотрудника правоохранительных органов.
За разжигание национальной розни к уголовной ответственности прокуратура пыталась привлечь другого участника событий 1993 года — генерал-полковника армии и националиста Альберта Макашова. Как и Баркашов, он провел год в СИЗО и вышел по амнистии, после чего стал депутатом Госдумы. В 1998 году, выступая в программе «Акулы политпера», Макашов сделал ряд антисемитских заявлений. Но уголовное дело по этому факту закончилось ничем — оно несколько раз прекращалось и возобновлялось и в конце 1999 года было закрыто окончательно.
Избежал уголовной ответственности и бывший министр печати и один из создателей «Российской газеты» Борис Миронов — в 2008 году он был признан виновным в разжигании национальной розни также из-за антисемитских высказываний, но освобожден от наказания в связи с истечением срока давности.
Штрафом в 200 тыс. руб. в 2014 году закончилось уголовное дело лидера движения «Русские» Дмитрия Демушкина. Он был признан виновным в организации деятельности запрещенного судом «Славянского союза». Сейчас Нагатинский суд столицы рассматривает его второе уголовное дело, которое касается разжигания ненависти или вражды. По версии следствия, националист размещал на своей страничке в социальной сети провокационные материалы.
Реальные, но небольшие сроки суды назначали националисту Максиму Марцинкевичу. В 2014 году он был приговорен к двум годам и десяти месяцам за публикацию экстремистских материалов в социальной сети (трех роликов с обзорами фильмов). На его счету уже три приговора суда. По первым двум (в 2008 и 2009 годах) он был признан виновным в разжигании национальной ненависти или вражды — выкрикивал фашистские лозунги во время политических дебатов в клубе «Билингва» и участвовал в съемках фильма о «Ку-клукс-клане». По этим делам он уже провел в колонии 3,5 года.
Покушение и мятеж
Дважды (в 2008 и 2010 годах) оправдательными вердиктами заканчивалось дело полковника ГРУ в отставке Владимира Квачкова. Он вместе с сыном Бориса Миронова Иваном, а также бывшими военнослужащими Александром Найденовым и Робертом Яшиным обвинялся в покушении на жизнь главы РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса. В 2005 году дорогу, по которой каждый день Чубайс ездил на работу, заминировали злоумышленники, а сам автомобиль обстреляли из автоматов Калашникова.
За время судебных процессов Квачков стал известной публичной фигурой и организовал общественное движение «Народное ополчение им. Минина и Пожарского», которое впоследствии было признано запрещенной организацией.
В декабре 2010 года, через неделю после того, как Верховный суд утвердил оправдательный приговор Квачкову, он был снова арестован уже по обвинению в организации вооруженного мятежа (попытка захвата арсенала МВД и ФСБ в городе Коврове) — его дело рассматривала тройка судей. В результате в 2013 году он был признан виновным и приговорен к восьми годам колонии.
Фемида становится строже
Суровые наказания националистам суды начали выносить в конце 2000-х годов, но по делам об убийствах. Одним из самых громких стало дело Рыно — Скачевского — в 2008 году Мосгорсуд признал несовершеннолетних Артура Рыно и Павла Скачевского и еще пять их сторонников виновными в 20 убийствах по националистическим мотивам и в 12 покушениях. Рыно и Скачевский были приговорены к максимальному наказанию для несовершеннолетних — десяти годам заключения. Остальные обвиняемые получили сроки до 20 лет.
Длительные сроки, вплоть до пожизненного наказания, получили члены экстремистской организации БОРН. Первыми под суд попали один из лидеров группировки Никита Тихонов и его подруга Евгения Хасис. По версии следствия, они спланировали убийство адвоката Станислава Маркелова, специализировавшегося на защите выходцев с Северного Кавказа. Во время же преступления Тихонов застрелил также и журналистку Анастасию Бабурову, которая оказалась рядом с адвокатом. Их дело в 2011 году рассматривала коллегия присяжных Мосгорсуда.
В суде ни Тихонов, ни Хасис не признавали вину, а обвинительный вердикт был вынесен с минимальным перевесом голосов присяжных. Но в итоге Тихонов был приговорен к пожизненному сроку, а Хасис — к 18 годам лишения свободы. Уже находясь в колонии «Полярная сова», Тихонов признался и в других убийствах, а его показания стали важными доказательствами в деле других членов БОРНа.
В июле 2015 года пожизненное наказание суд назначил организатору БОРНа и лидеру движения «Русский образ» Илье Горячеву. Хасис и Тихонов стали одними из главных свидетелей обвинения в его деле. С их слов, Горячев, с одной стороны, призывал их совершать резонансные убийства, чтобы оказывать давление на власть, а с другой стороны, хвастался связями «в Кремле».
Отголоски войны
За последние несколько лет все основные руководители националистических движений были арестованы или находятся под следствием, считает Демушкин. «Это касается и местных отделений. Каждый день в городах задерживали, арестовывали, объявляли невыездными организаторов движения. Сейчас нигде нет сил, готовых устроить «Русский марш», — рассказал Демушкин РБК. Преследуются центральные фигуры одного из крупнейших националистических движений в России «Русские» (организация запрещена в России), перечисляет Демушкин: «Белов находится в СИЗО, я — под подпиской о невыезде, [член совета Денис] Тюкин — в Киеве, [член совета Владимир] Басманов эмигрировал».
«Русский марш», центральное мероприятие националистов, ежегодно собирает от 5 тыс. до 10 тыс. человек. Но последняя акция, проведенная в октябре 2015 года, оказалась самой малочисленной за всю историю шествия. По мнению самих участников движения, там не оказалось ни одного известного националиста — все опасаются репрессий и преследований.
В последнее время приговоры националистам стали строже, отмечает руководитель информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский, по мнению которого власти «решили жестче взяться за националистов». Верховский считает, что такое пристальное внимание к националистам связано с событиями в Донбассе. «Есть тысячи людей, которые прошли эту войну и вернулись крайне недовольные жизнью. Куда они прибьются, сложно угадать заранее, но практика показывает, что люди, прошедшие войны, склонны примыкать к радикальным группировкам, а это чревато какими-то более серьезными событиями внутри страны», — пояснил он. Вероятно, власти решили в превентивном порядке разобраться с радикальными группировками, добавил эксперт.
При участии Антона Баева