На подступах к Мосулу: как идет наступление на столицу ИГИЛ в Ираке
Две недели кампании
В понедельник, 24 октября, началась вторая неделя военной кампании иракских, курдских сил и их западных союзников по освобождению Мосула от боевиков-исламистов. В то же время это наступление приобрело качественно новый характер. Во-первых, противостоящие ИГИЛ (запрещенная в России террористическая группировка) войска практически завершили марш-бросок по пустыне, вплотную приблизившись к Мосулу с разных направлений. Во-вторых, сами исламисты перешли от организованного отступления к тактике контратак.
«Мы вступаем в последний бой за освобождение своей территории, и операция по возвращению контроля над Мосулом идет сейчас с опережением графика», — заявил в понедельник вечером премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади.
По сути, это крупнейшая военная операция на территории Ирака с момента свержения Саддама Хусейна. За первые семь суток кампании, сообщил в понедельник представитель иракского центра совместного командования операцией, были убиты 772 боевика ИГИЛ, еще 23 были захвачены в плен. За это же время силы коалиции освободили 78 населенных пунктов, обнаружили две фабрики по изготовлению бомб, уничтожили 127 автомобилей с заложенной взрывчаткой и почти 400 самодельных взрывных устройств.
Исходя из разных оценок потери исламистов за первую неделю составляют от 5 до 15% всех сил ИГИЛ, участвующих в обороне Мосула. В январе 2016 года телеканал CNN утверждал, что в городе и окрестностях находятся до 10 тыс. боевиков. В июне бывший вице-президент Ирака Осама ан-Наджейфи сообщал о 12 тыс. бойцах ИГИЛ: 5 тыс. из них располагаются в самом Мосуле, еще 7 тыс. — в пригородах. В октябре CNN со ссылкой на Пентагон писал, что в боях за Мосул участвует около 5 тыс. исламистов. Противостоит им около 30 тыс. иракских и курдских войск (потери сил коалиции не сообщаются).
В то же время за последние два дня иракские и курдские военные заявили о том, что их войска подошли непосредственно к Мосулу. На востоке они заняли город Барталла в 10–15 км от Мосула и продвигаются дальше. На северо-востоке курды в воскресенье освободили город Башика в 10 км от городской черты и за день прошли еще несколько километров. На севере линия фронта находится всего лишь в 5 км от входа в Мосул. Наступление здесь ведут курдские вооруженные силы пешмерга совместно с контртеррористическим подразделением иракского спецназа.
Как сообщили агентству Reuters иракские военные, в начале операции исламистам удавалось тормозить продвижение коалиционных войск, устраивая дистанционные взрывы и используя террористов-смертников. Однако, добавляют военные, теперь армия получила в распоряжение «эффективные ракеты направленного удара», способные дистанционно уничтожать начиненные взрывчаткой автомобили. Учитывая это и предыдущую динамику наступления, городские бои могут начаться уже через несколько дней.
Отвлечение внимания
Для уличных боев в Мосуле иракская армия уже выработала тактику. Вначале планируется окружить город (то есть отсечь его от возможного снабжения через близлежащие деревни), затем рассечь мегаполис на несколько кварталов, которые впоследствии будут зачищены от боевиков.
Между тем исламисты к началу недели приняли иную тактику, пытаясь отвлечь внимание от битвы за Мосул. В пятницу свыше 100 боевиков атаковали Киркук — столицу нефтяного региона в тылу курдской армии — и более трех суток сражались с силовиками на улицах города. К понедельнику спецслужбы уничтожили большинство джихадистов и пресекли атаку.
В воскресенье исламисты напали на город Эр-Рутба на другом конце Ирака, вблизи иорданской границы, а в понедельник курдские войска отбили атаку боевиков ИГИЛ на город Синджар, который находится в 100 км к западу от Мосула, на полпути к границе с Сирией. В то же время, по словам одного из местных племенных лидеров, ежедневно десятки боевиков ИГИЛ вместе с семьями перебираются в Сирию по коридору южнее Синджара.
При этом, как отмечал ранее старший преподаватель кафедры департамента политической науки ВШЭ Леонид Исаев, существуют и свидетельства об обратном перемещении боевиков из Сирии в сторону Мосула для укрепления группировки в городе. «Судя по этому, сдавать Мосул боевики не собираются, что сулит антитеррористической коалиции реальную осаду города с массой сопутствующих проблем», — добавляет арабист.
Кроме того, в понедельник на стороне иракцев в битву за Мосул официально вступила Турция. По словам главы турецкого МИДа Мевлюта Чавушоглу, турецкая артиллерия за прошедшую неделю уничтожила 17 джихадистов. Это едва ли не первое официальное подтверждение Анкарой своего участия в этой операции. Турецкая армия занимает военную базу неподалеку от Мосула, где, по официальной версии, проводила тренировку курдских военнослужащих перед наступлением на Мосул.
Участие турок в операции опроверг впоследствии иракский премьер аль-Абади: «Планированием и исполнением операции занимаются лишь иракцы, иностранных сил тут нет. Мы не хотим участия турецкой армии, и притязания Анкары на участие в битве ложны». Это заявление прозвучало уже после встречи аль-Абади с главой Пентагона Эштоном Картером, на котором в том числе обсуждалось и вмешательство Анкары в битву за Мосул.
В нескольких километрах от Мосула
24 октября иракская армия и отряды курдов вплотную подошли к контролируемому ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) иракскому городу Мосулу. Масштабная операция по его освобождению началась 17 октября. На фото: машины спецназа иракской армии двигаются по направлению к Мосулу, 24 октября
На северо-востоке от Мосула (в 10 км) иракцы и курды захватили город Башика и продвинулись еще на несколько километров. Представитель курдского командования Джабар Явар заявил, что на северном фронте курды подошли к Мосулу на расстояние 3–5 км. На фото: взрывы в окрестностях Башики после авиаудара ВВС США, 24 октября
На восточном направлении в результате наступления захвачен город Барталла, расположенный в 15 км от Мосула. Продвижение иракской армии и курдов продолжается. На фото: боец спецназа армии Ирака в Барталле, 23 октября
24 октября о вступлении в битву за Мосул заявила Турция. По словам премьер-министра этой страны Бинали Йылдырыма, Турция поддерживает отряды курдов артиллерией и танками. Однако иракские власти опровергли участие турецкой стороны в наступлении. На фото: бойцы спецназа армии Ирака под Мосулом, 24 октября
Командование иракской армии уже думает о том, как вести уличные бои в Мосуле. Военные планируют «разрезать» город на несколько частей, а затем зачистить эти районы от боевиков. По данным иракских властей, Мосул и его окрестности обороняют более 10 тыс. террористов. На фото: солдаты иракской армии в третий день наступления на Мосул, 19 октября