На месте повреждения газопровода Balticconnector нашли якорь
Центральная криминальная полиция (КРП) Финляндии обнаружила якорь на месте утечки на газопроводе Balticconnector, который, по предварительной информации, и стал причиной аварии, передает Iltalehti.
Полиция опубликовала фотографии, сделанные на месте прорыва. На них виден якорь без одного зубца, который находится у места предполагаемого разрыва.
В КРП уточнили, что рядом с газовой трубой присутствует «след сопротивления», который приближается к месту разрыва трубы, а обнаруженный на месте утечки якорь весит более 6 т. Главным подозреваемым в повреждении Balticconnector полиция считает китайское судно Newnew Polar Bear, которое шло под флагом Гонконга. При этом в полиции уточнили, что, когда корабль проходил мимо газопровода, он не останавливался и не замедлял ход.
На вопрос журналистов о том, имеет ли корабль связь с Россией (сейчас судно находится в российских территориальных водах), представитель КРП сообщил, что расследование продолжается. По его словам, теперь следствие намерено установить, являлось ли повреждение Balticconnector намеренной диверсией, или ошибкой моряков.
Контейнеровоз Newnew Polar Bear был построен в 2005 году и ходит под флагом Гонконга.
Он работает на международной морской линии Hainan Yangpu NewNew Shipping Co китайской судоходной компании NewNew Line Shipping, открытой в июле 2023 года между Китаем и портами Архангельск, Большой порт Санкт-Петербург и Калининград по Северному морскому пути (СМП).
9 октября судно выполнило второй рейс из Китая по Северному морскому пути через российский порт Калининград в Большой порт Санкт-Петербург и прибыло к причалам Первого контейнерного терминала.
На борту Newnew Polar Bear перевозились российские товары, главным образом продукция лесоперерабатывающих предприятий из северо-западных регионов, а также китайские товары. Вместимость контейнеровоза — 1,6 тыс. TEU (условная единица измерения, эквивалент 20‑футового контейнера).
Сопровождает движение Newnew Polar Bear Штаб морских операций Главсевморпути, федеральное предприятие, которое обеспечивает ледокольные проводки, разрабатывает маршруты, выдает разрешение на плавание.
Ранее Iltalehti опубликовало фотографии Newnew Polar Bear в порту Санкт-Петербурга, на которых видно, что судно стояло в порту с опущенной с левого борта цепью от якоря. Как отмечали опрошенные изданием эксперты, спуск якоря в воду при швартовке в порту «вызывает удивление». Капитан Микко Хейккиль указывал, что даже если якорь и спускается в порту, то делается это со стороны моря, а на опубликованной фотографии китайское судно бросило якорь со стороны пирса.
Газопровод Balticconnector проходит по дну Балтийского моря от финского Инкоо до эстонского Палдиски, его длина составляет около 80 км. Трубопровод предоставляет Финляндии доступ к латвийским хранилищам природного газа в Инчукалнсе, его пропускная способность составляет до 2,6 млрд куб. м в год.
8 октября операторы газопровода — финский Gasgrid и эстонский Elering — зафиксировали падение давления в системе, после чего закрыли клапаны Balticconnector. Yle писала со ссылкой на источник в сфере внешней политики и политики безопасности, что власти Финляндии подозревают Россию в воздействии на газопровод. По словам главы финского оператора Gasgrid Янне Грёнлунда, на ремонт газопровода уйдут месяцы.
Спустя несколько дней после инцидента генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что, если подтвердится намеренная атака на критическую инфраструктуру Финляндии и Эстонии, ответ НАТО будет «решительным и единым». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков после этого указал, что Кремль не располагает технической информацией и будет ждать более подробных данных о повреждении газопровода.
20 октября президент Латвии Эдгарс Ринкевичс заявил, что проход по Балтийскому морю могут закрыть для российских судов, если причастность России к повреждению газопровода подтвердится. Он уточнил, что этот вопрос еще не обсуждали в рамках НАТО, поскольку расследование не завершено. Российский МИД в ответ предупредил, что запрет прохода российских кораблей по Балтийскому морю станет нарушением международного права.