Экспертов Совета Европы не устроили темпы борьбы с коррупцией в России
Свои рекомендации ГРЕКО направила России в августе 2012 года, в сентябре 2013 года российские власти предоставили организации свой отчет о мерах по их выполнению, но только к июню этого года ГРЕКО проанализировала проделанную Россией работу. Все законодательные изменения, принятые позже сентября 2013 года, группой не учитывались. Оценивали работу российских властей назначенные ГРЕКО докладчики из Чехии и Словении.
Не полная криминализация
В области борьбы с коррупцией ГРЕКО выдала девять рекомендаций, из которых были полностью выполнены только две. Большая часть не была выполнена из-за отсутствия нормативной базы. Генеральная прокуратура подготовила законопроект о «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию» в июне 2014 года, но о его внесении в Госдуму до сих пор не сообщалось. Законопроект министерства юстиции о внесении изменений в законодательство с целью исполнения международных обязательств в сфере борьбы с коррупцией также не поступал в нижнюю палату.
Не была исполнена рекомендация ГРЕКО обеспечить криминализацию подкупа судей и судебных арбитров и включить в законодательство такие понятия как «предложение», «обещание», «требование» и «принятие предложения или обещания» взятки. ГРЕКО также предлагала расширить законодательство о взяточничестве так, чтобы оно покрывало любое незаконное обогащение, в том числе получение нематериальной выгоды, но отсутствие закона также не позволяет считать эту рекомендацию исполненной.
Также не исполнены попавшие в проект Генпрокуратуры рекомендации расширить действие антикоррупционных законов на третьих лиц, в пользу которых могло быть совершено коррупционное правонарушение, и сделать уголовно наказуемой торговлю влиянием.
Частично выполненной ГРЕКО считает рекомендацию о продлении сроков давности по коррупционным делам с нынешних двух лет до десяти лет. Срок был увеличен до десяти лет для дел по подкупу в спорте или на коммерческих развлекательных конкурсах. Проекты Генпрокуратуры и Минюста предполагают увеличение сроков, но не до требуемых десяти лет, а до трех и шести соответственно.
Выполнила Россия рекомендацию, которая предполагала криминализацию подкупа членов международных парламентских ассамблей, судей и чиновников международных судов. Соответствующую резолюцию принял пленум Верховного суда 9 июля 2013 года. Также исполнена рекомендация по обзору законодательства и принятых судами решений, позволивших фигурантам избежать уголовного преследования.
Все последние годы в развитии российского законодательства определен безусловный приоритет на противодействие коррупции, а регулированию подлежат фактически все секторы экономической и управленческой деятельности в России, говорит член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат-единоросс Илья Костунов. «Советы международных организаций, таких как ГРЕКО, очень ценны, и, разумеется, все обязательства России будут выполнены. Но основной документ, которым мы руководствуемся, – это План противодействия коррупции, подписанный президентом России», – отметил собеседник РБК.
Непрозрачность финансирования партий
Другая часть отчета ГРЕКО касалась регулирования коррупции в партийном законодательстве. Группа приветствует скорое вступление в силу поправок к федеральному закону «О политических партиях», но обращает внимание, что часть ее рекомендаций в этих документах не были отражены. В частности, говорится в заключении, регулирование финансирования избирательных кампаний не было пересмотрено, с тем чтобы обеспечить ясные и недвусмысленные правовые рамки. Так, не был поставлен заслон для использования служебного положения участников избирательных кампаний и не была обеспечена прозрачность финансирования общественных объединений без статуса юридического лица, которые заняты поддержкой политических партий. По мнению экспертов ГРЕКО, необходимо увеличить независимость выборных комиссий и вести более глубокий и активный мониторинг финансовых отчетов партий и избирательных штабов.
Единственной выполненной «на удовлетворительно» стала рекомендация о снижении порога раскрытия информации о пожертвованиях от физических и юридических лиц с €10 тыс. для юридических лиц и €1 тыс. для физических почти вполовину.
ГРЕКО также обращает внимание на сложность законодательства о партиях и выборах, в котором законы федерального уровня пересекаются с резолюциями, решениями ЦИК и банков. Учитывая, что полностью выполненными признаны только три рекомендации, ГРЕКО предлагает России предоставить дополнительную информацию по выполнению оставшихся до 31 декабря 2015 года.