Мертвая петля: как российский Су-24 оказался у турецкой границы
Территория катастрофы
Неопознанный военный самолет в 9:20 нарушил воздушное пространство Турции в районе провинции Хатай, несмотря на десять предупреждений в течение 5 минут не покинул воздушное пространство страны и в 9:24 был сбит двумя патрулировавшими регион турецкими истребителями F-16 «в соответствии с правилами открытия огня», цитирует заявление Генштаба своей страны турецкая государственная телерадиокомпания TRT.
Сбитый Су-24 входил в состав российской авиагруппы в Сирийской Арабской Республике, находился на высоте 6 тыс. м и все время полета был исключительно над территорией Сирии, говорится в заявлении Минобороны России со ссылкой на «объективные средства контроля».
Российский самолет был атакован в 1 км от границы с Турцией, а упал в 4 км, уточнил в своем заявлении по случаю катастрофы президент России Владимир Путин.
В свою очередь, турецкие военные продемонстрировали CNN Turk изображение радара, на котором якобы зафиксирована траектория сбитого самолета. Согласно этим данным он пересек воздушное пространство Турции в районе выступа турецкой границы между сирийскими провинциями Латакия и Идлиб со стороны последней и потерпел крушение над сирийским регионом Байырбуджак.
Латакия практически полностью контролируется правительственными силами, в ее южной части находятся авиабазы российской группировки. Соседняя провинция Идлиб стала ареной столкновений между армией Асада и разными группами повстанцев, сюда, судя по официальным сводкам, регулярно наносят удары ВКС России. Здесь против правительственных войск действуют отряды оппозиционной Сирийской свободной армии, исламисты из «Ахрар аш-Шам», но самой влиятельной силой в регионе считаются отряды джихадистов из «Фронт ан-Нусра» союзного с «Аль-Каидой» (все эти группировки одновременно конфликтуют между собой и с запрещенным в России «Исламским государством»).
Отделенный от Идлиба куском турецкой территории сирийский регион Байырбуджак (относится к провинции Латакия), над которым упал Су-24, является территорией компактного проживания сирийских туркмен, или туркоманов. Они также воюют с правительством Асада и являются союзниками Свободной сирийской армии.
Судьба пилотов Су-24
Минобороны России заявило, что пилотам Су-24 удалось катапультироваться, но затем не комментировало их дальнейшую судьбу.
Сирийские повстанцы опубликовали видео с телом погибшего пилота. Украинские активисты с сайта Informnapalm, публиковавшие ранее данные воюющих в Сирии российских пилотов, идентифицировали погибшего как гвардии майора 6980-й гвардейской авиационной базы Сергея Румянцева.
Эскадрилья Су-24, действующая с авиабазы Хмеймим в Латакии, приписана именно к этой части, ее основной аэродром находится возле поселка Шагол в Челябинской области.
Основные цели бомбардировщиков Су-24 в Сирии — крупные объекты инфраструктуры боевиков, по которым эти машины способны наносить точечные удары с помощью корректируемых авиабомб и ракет класса «воздух — земля».
Собеседник, близкий к руководству российских вооруженных сил, говорил ранее РБК, что воюющие с Асадом отряды, когда их начинают преследовать российские ВКС, перемещаются к турецкой границе, где у них есть тайные базы и схроны. Они там чувствуют себя в большей безопасности, поскольку имеют негласное покровительство со стороны турецких властей, отмечал собеседник РБК.
Об этом же говорят и в Госдуме. Первый зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников (КПРФ) отмечает, что воздушное пространство Турции нарушается регулярно — таковы особенности географического расположения стран Ближнего Востока. «Турки поэтому специально осознанно пошли на обострение. Турция поставляет террористам (противникам президента Асада) оружие и боеприпасы и враждебно относится к тем, кто поддерживает правительственные силы», — говорит Калашников.
В районе инцидента безориентирная местность с извилистой границей, и на скорости Су-24, примерно 15–17 км в минуту, вероятность навигационной ошибки очень высока, считает главный редактор издания «Военно-промышленный курьер», полковник запаса, проходивший службу в войсках ПВО Михаил Ходаренок. «Не стоило, конечно, ставить Су-24 боевых задач в такой близости от турецкой границы. И надо было обеспечить прикрытие истребителями, которые, возможно, охладили бы пыл турецких пилотов», — считает эксперт.
По его мнению, действия турецких военных не укладываются в существующую международную практику. «Если атака произошла, когда они уже покинули турецкую территорию, они не имели никакого права открывать огонь», — настаивает Ходаренок.
Сбить нарушителя
Иранский F-4 над Ираком
В апреле 1992 года группа из нескольких истребителей-бомбардировщиков F-4 ВВС Ирана нарушила воздушное пространство Ирака, чтобы обстрелять с воздуха лагерь иранской оппозиции. Один из самолетов был сбит иракскими ПВО. Хотя инцидент стал крупнейшим за четыре года нарушением перемирия между странами, возобновления боевых действий не последовало.
Турецкий F-16 над Эгейским морем
В октябре 1996 года турецкий F-16 потерпел крушение в Эгейском море, недалеко от греческого острова Самос во время тренировочного полета. Один из пилотов погиб, другой спасен греческими военными. Инцидент произошел в период очередного обострения территориального спора вокруг Эгейских островов, но Афины и Анкара объявили, что крушение стало несчастным случаем. Семь лет спустя турецкий адмирал заявил, что в действительности F-16 был сбит греческим самолетом. Афины это подтвердить отказались.
Иранский беспилотник над Ираком
В феврале 2009 года американские войска сбили иранский беспилотник-разведчик, курсировавший над территорией Ирака. По словам представителя Пентагона, ранее Вашингтон уже обвинял Тегеран в нарушении воздушного пространства Ирака, но иранцы отвергали все обвинения, называя нарушения случайными. Никаких действий, направленных против Ирана, за этим инцидентом не последовало.
Турецкий F-4 над Средиземным морем
В июне 2012 года сирийская армия сбила разведывательный самолет F-4 ВВС Турции в прибрежной зоне Средиземного моря после нарушения воздушной границы над сирийскими территориальными водами. Оба пилота погибли. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что «возмущен» сирийским решением сбить самолет, который, по его словам, выполнял учебную миссию. Однако немедленных мер реагирования Анкара тогда не приняла: Эрдоган объявил, что Турция будет придерживаться позиции «здравого смысла», которую, однако, «не стоит воспринимать как слабость». Впоследствии же телеканал Al Arabiya обнародовал документы, которые якобы доказывают причастность к крушению самолета российских специалистов.
Сирийский Ми-17 над Турцией
В сентябре 2013 года турецкие ВВС сбили сирийский вертолет Ми-17, оказавшийся в воздушном пространстве страны. В марте 2014 года они сбили один из двух истребителей МиГ-23, которые проводили облет позиций повстанцев невдалеке от турецкой границы: одна из машин пересекла воздушное пространство Турции. Пилот катапультировался и был спасен.
Беспилотники над Турцией
В 2015 году произошло два серьезных инцидента: в мае Турция сбила с земли беспилотный самолет-разведчик иранского производства, залетевший на ее территорию. В середине октября, уже после начала операции ВВС России в Сирии, турецкий F-16 сбил беспилотник российского производства, залетевший в Турцию. Несмотря на намеки Анкары и Вашингтона, Москва отрицала, что этот БПЛА принадлежал российской армии.
Интересы Турции
В последние дни турецкие СМИ утверждали, что Байырбуджак подвергается интенсивной бомбардировке со стороны российских военных самолетов и сил режима Асада. По данным турецкой стороны, 5,5 тыс. человек уже бежали от наступающих правительственных сил в пограничный турецкий город Яйладаг и были размещены в лагере Ямади.
Турция традиционно поддерживает этнических тюрков. Сирийские туркмены, или туркоманы, — тюркский народ и третья по численности этническая группа в Сирии после арабов и курдов. Туркменские ополченцы объединены в «Бригаду Султана Абдульхамида», сражающуюся с режимом Асада.
Еще 20 ноября российского посла в Анкаре Андрея Карлова вызывали в МИД Турции, где выразили официальный протест в связи с якобы нанесенными ударами ВКС России по Байырбуджаку. Председатель меджлиса сирийских туркмен Абдуррахман Мустафа в свою очередь заявил, что его соотечественники не собираются сдавать своих позиций, несмотря на удары «Асада и России».
«В реальной жизни терроризм, как мы знаем, не имеет сравнительных степеней или национальности», — комментировал в понедельник последние удары ВКС России в Сирии официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков, отвергая обвинения в том, что они наносятся по умеренным противникам Асада.
В западных агентствах со ссылкой на турецкую оппозицию появились во вторник сообщения об инциденте с российским вертолетом в Латакии, также возле границы с Турцией. Ранее источник РБК в ВКС России рассказывал РБК, что вертолеты не участвуют в боевых действиях, но используются для охраны базы и шоссе до базы ВМФ России в Тартусе и могут быть задействованы в чрезвычайных ситуациях, в том числе для спасения катапультировавшихся летчиков.
Один из военных лидеров сирийских туркмен заявил Reuters, что его подчиненные застрелили обоих пилотов российского Су-24, после того как они катапультировались. При этом в интервью Associated Press другой представитель повстанцев говорил, что в распоряжении боевиков тело только одного пилота.
Боевая «Сушка»
Су-24 проектировался в СССР еще в конце 1960-х, был принят на вооружение в 1975 году и стал первым в СССР ударным самолетом тактической авиации, обеспечивающим круглосуточное и всепогодное применение.
Первые модернизированные серийные Су-24М были поставлены в ВВС СССР в июне 1981 года. Основным направлением модернизации самолета стало повышение боевых возможностей за счет установки нового прицельного оборудования и расширения номенклатуры вооружения в части управляемого оружия с лазерным и телевизионным наведением: управляемых ракет (Х-25, Х-29Л/Т, Х-58 и Р-60) и корректируемых авиабомб (калибра 500 и 1500 кг).
Практический потолок машины — высота 11 км, максимальная боевая нагрузка — 8 т, практический радиус действия — 600 км.