За пропаганду терроризма в интернете будет грозить до семи лет тюрьмы
Семь лет за пропаганду терроризма
Депутаты-единороссы Адальби Шхагошев и Александр Грибов подготовили поправки в законопроект о пожизненном заключении за вербовку в террористы (есть в распоряжении РБК). Они предлагают ввести в УК понятие «пропаганда терроризма». Под ним понимается «деятельность по распространению материалов и информации, направленных на формирование в сознании лица идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности, а равно искаженного представления о допустимости осуществления террористической деятельности».
За это преступление будет грозить такая же ответственность, как и за публичные призывы к терроризму, за которые сейчас предусмотрено лишение свободы от двух до пяти лет. За пропаганду терроризма в СМИ или интернете будет грозить более жесткое наказание — лишение свободы на срок от пяти до семи лет.
Действующая статья 205.2 УК предусматривала уголовную ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма. Но вовлечение в такую деятельность происходит и благодаря распространению информации в пользу терроризма, например обещаний «сказочной» жизни после смерти или возвеличивания образа справедливого мстителя, пояснил РБК Грибов. «Такая информация и ее распространение является недопустимой ни при каких обстоятельствах», — говорит депутат.
Новости о случившихся терактах либо объективные сведения о деятельности террористов не подпадают под данную категорию, то есть поправками не вносится какое-либо ограничение на добросовестное распространение информации, уточняет Грибов.
Пожизненное за вербовку
Законопроект, вводящий пожизненные тюремные сроки за вербовку в ряды террористов, был внесен заместителем руководителя фракции «Единая Россия» Адальби Шхагошевым летом этого года, а в первом чтении принят 16 ноября.
Согласно действующему законодательству за вербовку в террористы предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет и штраф.
Депутат предложил пожизненно наказывать за «организацию совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205 (теракт), 205.3 (прохождение обучения в целях террористической деятельности), 205.4 (организация террористического сообщества и участия в нем), 205.5 (организация деятельности террористической организации и участие в ней), ч. 3 и 4 ст. 206 (захват заложника), ч. 4 ст. 211 (угон воздушного судна, сопряженный с совершением теракта)» и ст. 361 (акт международного терроризма). Также пожизненные сроки предусмотрены за финансирование терроризма.
Поправки ко второму чтению также предусматривают наказание вплоть до пожизненного заключения за вовлечение в совершение теракта против россиян за пределами России.
Появление законопроекта вызвано тем, что «терроризм превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым «рынком труда» и приложения капиталов, со своими правилами и моралью, не совместимыми ни с какими общечеловеческими и демократическими ценностями», отмечалось в пояснительной записке к документу.
Профильный комитет по законодательству намерен поддержать эти поправки, сказали РБК два собеседника в комитете.
Президент международной контртеррористической организации Иосиф Линдер также высказался в защиту законопроекта, и сообщил, что остановить угрозу терроризма тяжело и воздействовать на потенциальных террористов надо как психологически, так и юридически. «Если человек не понимает, то должна быть резкая мера, которая заставит его притормаживать», — считает он.
Правоприменительная практика
Юридического смысла в этой поправке не существует, считает адвокат Илья Новиков, выступавший защитником в делах, связанных с терроризмом. «Есть статья, которая преследует за публичные призывы к террористической деятельности и за оправдание терроризма, и этой статьи достаточно», — считает Новиков. Никому не мешало отсутствие в статье строчки «пропаганда террористической деятельности», отмечает адвокат.
С этим мнением согласен и директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. «В ст. 205 УК России уже была прописана ответственность за финансирование, вербовку и пропаганду в том числе», — считает Верховский.
В результате таких поправок суд начинает криминализировать некриминальные деяния, говорит Карина Москаленко, представлявшая интересы россиян в Европейском суде по правам человека. «Это тенденция, которую надо преодолевать. Правоприменитель чутко улавливает, что хотела от него власть, и действует с обвинительным уклоном», — считает Москаленко. Отсюда появляются избыточные уголовные квалификации, направленные на запугивание и репрессии, говорит адвокат.
Именно поэтому под понятие «пропаганда терроризма» может попасть ношение желто-голубой ленточки, портрета Че Гевары, написание журналистского текста с описанием подробностей совершенного теракта, говорит Илья Новиков.
С ним не согласен кандидат юридических наук Янис Юкша. «В преступлениях этой направленности должен присутствовать умысел на осуществление террористической деятельности. Неумышленно действие не попадает под определение терроризма», — сообщил Юкша. Но перегибы бывают всегда и везде, отметил он.
Наказание за пропаганду терроризма уже достаточное для профилактики этого вида преступлений, прокомментировал РБК президент российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий. По его мнению, депутаты прибегают к традиционному методу назначения более жесткого наказания без разрешения причин проблемы.