ЕС будет искать замену российскому газу в Туркмении и Азербайджане
Как говорится в проекте новой стратегии энергетической безопасности, имеющемся в распоряжении газеты, ЕС «использует все инструменты внешней политики для заключения стратегических энергетических партнерств». Европейские власти начали пересматривать вопрос поставок газа из России после начала конфликта на юго-востоке Украины.
«Я думаю, что Европа устала каждое лето вести переговоры о том, как организовать зимние поставки газа. Крупнейшая мировая экономика не должна иметь таких проблем в ХХI веке», – рассказал изданию вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович. По его словам, Россия останется «очень важным поставщиком» для Евросоюза, но ее влияние снизится.
Шефчович добавил, что Евросоюз воспользуется всем «политическим весом» для того, чтобы закончить работы по строительству Трансадриатического газопровода к концу 2019 года. Представитель организации уточнил, что к 2020 году по этому газопроводу, идущему из Прикаспия и, потенциально, с Ближнего Востока, в юго-восточную Европу, будет ежегодно транспортироваться до 10 млрд куб. м газа из Азербайджана. Брюссель проектирует газопровод как «проект совместного интереса», что позволяет избежать антимонопольных ограничений Евросоюза.
После 2020 года Евросоюз планирует увеличить пропускную способность Трансадриатического газопровода до 20 млрд куб. м газа. Для этого необходимо достичь договоренности с Туркменией, и на этой неделе Шефчович уже провел встречу с послом страны в Евросоюзе Какаджаном Моммадовым. Шефчович отметил, что основной проблемой поставок из Каспийского региона является позиция России. Москва настаивает на том, что поставки газа из региона могут проводиться лишь при согласии прибрежных государств. Шефчович заверил, что сторонам удастся достичь «технического и правового» соглашения.
Накануне немецкое издание Sueddeutsche Zeitung сообщило, что проект новой стратегии подразумевает лишение стран – членов Евросоюза права на принятие решений в энергетической политике в пользу Еврокомиссии. Теперь государства перед подписанием новых соглашений со странами, не входящими в Евросоюз, должны будут передавать договоренности на рассмотрение Брюсселя, причем Еврокомиссия будет принимать окончательное решение по сделке. Под угрозой оказались контракты «Газпрома», которые ранее были полностью конфиденциальными.
Документ предполагает возможность создания «добровольного объединения для совместных закупок». По информации немецкого издания, инициаторами включения этого пункта стали Польша, Венгрия, Чехия и Словакия, импортирующие до 90% необходимого газа из России. До этого президент Венгрии объявил о достижении договоренности по новому контракту, истекающему в этом году. По данным Wall Street Journal, подобная сделка вызвала претензии Шефчовича, который выступал за участие Еврокомиссии в подобных сделках для предотвращения монополизма.
Ранее в феврале Россия объявила о сокращении импорта газа из Туркмении на 60% из-за падения спроса и намерении заместить эти объемы собственным газом. По мнению Шефчовича, страны Каспийского региона могут в равной степени диверсифицировать свой экспорт. «Европа – очень надежный покупатель, большой, вовремя оплачивающий счета в твердой валюте, не играет ни в какие игры. Я думаю, что в этом и заключается привлекательность», – заключил он.
В декабре 2014 года Москва сообщила о закрытии газопровода «Южный поток», который должен был пройти по дну Черного моря и доставлять топливо в Италию, Австрию, Венгрию и балканские республики. Президент России Владимир Путин заявил, что Москва не отказывалась от проекта, согласно которому в Европу должно было поступать 63 млрд куб. м российского газа, а его не дали реализовать из-за позиции Болгарии.
Взамен Россия решила строить газопровод в Турцию, создав на границе с Грецией газовый хаб для потребителей из южноевропейских стран. По этому проекту модель поставок российского газа в Южную Европу полностью изменится, прежде всего прекратится транзит через Украину. В то же время останутся действующие маршруты в обход Украины – по «Северному потоку» и газопроводу Ямал – Европа.