Насколько вероятен рост террористической угрозы в Европе
Эксперты предупредили о риске активизации исламистских боевиковПосле теракта в «Крокус Сити Холле» 22 марта, в результате которого погибло около 140 человек, а около 180 пострадали, риск террористической опасности в Европе вырос, сообщила The New York Times со ссылкой на экспертов и представителей западных разведок.
Ответственность за нападение на людей в «Крокус Сити Холле» и его поджог взяла на себя террористическая организация «Исламское государство» (запрещена в России). Неназванные официальные лица США заявили Reuters, что за атакой мог стоять филиал террористической организации в Афганистане (известен также как «Вилаят Хорасан», или ИГИЛ-Х; также запрещена в России). Как отмечает издание, у ИГИЛ-Х «глобальные амбиции» — она активно действует в Афганистане, Пакистане и Иране, нацелена на Европу и государства за ее пределами.
ФСБ, которая ведет расследование нападения в «Крокус Сити», 23 марта сообщила, что теракт был хорошо спланирован, продолжается поиск пособников нападавших, имевших контакты на украинской стороне. Президент России Владимир Путин в специальном обращении заявил, что для террористов с украинской стороны было подготовлено «окно для перехода государственной границы».
NYT со ссылкой на доклад ООН пишет о наличии свидетельств, что ИГИЛ продолжает планировать нападения на европейской территории. Эксперты считают, что атака в Подмосковье может побудить террористов удвоить усилия, особенно в тех странах, где в последние годы им удавалось организовать теракты, — во Франции, Бельгии и Великобритании.
Какие меры принимает Европа после теракта в России
Первой из европейских стран усилила меры безопасности Франция, которая готовится к проведению этим летом Олимпийских игр. После теракта в «Крокус Сити Холле» президент Эмманюэль Макрон провел заседание Совета по обороне и национальной безопасности, на котором было решено повысить уровень террористической опасности до самого высокого. «Учитывая заявление «Исламского государства» о совершении теракта и угрозы, нависшие над нашей страной, мы решили повысить бдительность до самого высокого уровня: чрезвычайная ситуация с риском терактов», — написал в Telegram премьер-министр страны Габриэль Атталь.
Координатор группы наблюдателей в ООН Эдмунд Фиттон-Браун назвал Олимпийские игры в Париже мишенью для террористов. По данным NYT, аналогичного мнения придерживаются и другие западные специалисты по борьбе с терроризмом.
В конце февраля французские СМИ сообщили о краже у сотрудника мэрии Парижа ноутбука с конфиденциальной информацией, в том числе планами, как обеспечить безопасность на Олимпиаде. Французский президент заявил 25 марта, что члены «Вилаята Хорасан» (запрещена в России) за последние несколько месяцев неоднократно пытались осуществить нападения на французской территории. Он сообщил, что также были предотвращены атаки на территории других стран, включая Германию, и призвал к продолжению борьбы с радикальными группировками, обещая «увеличить сотрудничество» с Россией.
В ЕС также заявили, что не исключают возобновления сотрудничества с Москвой по вопросам безопасности, которое ранее было приостановлено. Об этом сказал на брифинге в Брюсселе официальный представитель внешнеполитической службы союза Петер Стано. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил журналистам 25 марта, что никаких контактов с западными странами в связи с расследованием теракта в «Крокус Сити» не было.
РБК направил запрос в Еврокомиссию, планируются ли специальные мероприятия в связи с повышением террористических рисков. На 25 апреля запланировано заседание рабочей группы ЕС по терроризму, которая координирует позиции государств-членов по международным аспектам борьбы с терроризмом.
Последний раз Франция, как и многие другие европейские страны, повышала уровень угрозы до максимального в октябре прошлого года, после нападения боевиков ХАМАС на Израиль.
Как заявили РБК в МВД Австрии, с октября 2023 года по настоящее время уровень террористической угрозы в стране определен как высокий. «Однако сейчас признаков конкретной угрозы нет», — подчеркнули в ведомстве, отвечая на вопрос, планирует ли Вена увеличить уровень угрозы после теракта в России. «Международные события и происшествия, безусловно, учитываются Управлением государственной безопасности и разведки (DSN) в постоянной оценке рисков. Эта оценка иногда становится основанием для принятия дальнейших мер, таких как увеличение присутствия полиции и патрулирование важных мест и мероприятий. В предстоящий период это в основном коснется, например, различных пасхальных мероприятий», — заявили РБК в МВД Австрии.
В Министерстве внутренних дел Испании сообщили РБК, что в стране установлен четвертый уровень террористической угрозы и пока никакие изменения в связи с событиями в России не планируются, добавили в ведомстве. «В Испании установлен четвертый уровень террористической угрозы при максимальном пятом, введены усиленные меры безопасности на время Страстной недели», — заявил РБК представитель пресс-службы МВД Испании, отметив, что соответствующее распоряжение было опубликовано 20 марта.
Страстная неделя в католических странах приходится в этом году на 24–31 марта.
Совещание по вопросам безопасности после теракта в Москве было созвано 25 марта в Италии. По его итогам было принято решение, что антитеррористический мониторинг в стране необходимо усилить в преддверии пасхальных праздников. Дополнительные силы будут задействованы для охраны порядка в туристических местах и на «чувствительных объектах».
Ранее заместить премьер-министра и глава МИД Италии Антонио Таяни заявил, что республика не сталкивается с «конкретным риском», подчеркнув, что службы безопасности и правоохранительные органы страны «всегда начеку, чтобы предотвратить любое нападение».
РБК также направил запросы в МВД других европейских стран, включая Бельгию, Германию, Нидерланды и Швецию.
Почему в Европе растет риск террористических атак
Высокопоставленный чиновник западной разведки определил в разговоре с NYT три основных фактора, которые могут сподвигнуть боевиков на активизацию нападений: существование спящих ячеек ИГ в Европе, война на Ближнем Востоке и поддержка боевиков со стороны «русскоязычных граждан, проживающих в Европе». Эксперты отмечают, что боевики для вербовки часто используют выходцев с Северного Кавказа или из Центральной Азии, которые перенаправляются через Афганистан или Украину в Западную Европу.
В начале марта в Бельгии были арестованы трое подростков и один совершеннолетний по обвинению в подготовке теракта в Брюсселе. СМИ сообщили, что их целью мог стать концертный зал. По информации агентства AFP, задержанные «склонны к идеям радикального исламизма».
После того как 16 октября 2023 года в Брюсселе исламист застрелил двух граждан Швеции, власти Бельгии ввели наивысший, четвертый, уровень террористической угрозы. Согласно последним данным, сейчас в стране действует третий уровень.
О том, что угроза исламистского терроризма остается высокой в Германии, заявила 23 марта в интервью SZ министр внутренних дел Нэнси Фезер. Фезер напомнила, что только на прошлой неделе Федеральная прокуратура страны арестовала двух человек за подготовку теракта в парламенте Швеции. Также министр отметила, что из-за возможных атак накануне Рождества и Нового года меры безопасности были усилены в Кельне.
Исследователь терроризма из Королевского колледжа Лондона Питер Нойманн выразил в беседе с Deutschlandfunk мнение, что угроза исходит не только от афганского крыла запрещенной ИГИЛ, поскольку после начала войны на Ближнем Востоке по всей Западной Европе началась колоссальная мобилизация исламистов и джихадистов. Эксперт отметил, что, по данным Europol, в 2022 году по всей Европе было совершено шесть попыток нападений. «С другой стороны, после 7 октября 2023 года — уже восемь, хотя период намного короче. Нападения становятся все более частыми», — констатировал Нойманн.
При этом в МВД Германии отметили, что не будут повышать уровень террористической опасности, поскольку такие предупреждения носят общий характер и могут вызвать беспокойство у граждан. «Ситуация может различаться в зависимости от региона, уровень угрозы может варьироваться даже в пределах города. Уровни предупреждения дают неточное ощущение, что опасность везде одинакова. Уровни предупреждения также могут способствовать неоправданному усилению чувства неопределенности», — говорится на сайте ведомства.
В декабре 2023 года в Германии, Нидерландах и Дании были арестованы семь человек, которые готовили теракты. Тогда из-за сообщений о планах джихадистских организаций атаковать в Нидерландах повысили уровень террористической угрозы до «существенного», то есть четвертого из пяти.
Служба безопасности Швеции, жители которой в последнее время часто становились мишенями радикалов, в последний раз повышала уровень террористической угрозы в августе 2023 года — до четвертого («высокий») при пяти; причиной стала прошедшая в Стокгольме акция с сжиганием Корана. Пресс-секретарь Полиции безопасности Швеции (Säpo) Фредрик Хультгрен-Фриберг сообщил 25 марта, что сейчас не планируется повышать уровень опасности, однако отметил, что ведомство будет тщательно наблюдать за ситуацией. «Швеция является законной мишенью для радикального исламизма», — отметил он.
В Великобритании уровень террористической атаки определен как «существенный» (атака маловероятна) — это третий уровень из пяти. 10 марта британская правозащитная организация Survivors Against Terror опубликовала письмо выживших после серии террористических атак в Великобритании с призывом к властям перестать приравнивать британских мусульман к экстремистам. Это обращение появилось после того, как член парламента от консерваторов Ли Андерсон отказался извиниться за свои утверждения, что мэр Лондона Садик Хан и лидер лейбористов сэр Кир Стармер «контролировались исламистами».
В статье NYT отмечается, что в последние годы масштабы нападений запрещенной ИГИЛ-Х увеличились, а также выросло число планируемых нападений в Европе. Большинство из них было сорвано, что побудило западные разведки прийти к выводу, что, вероятно, ячейка достигла пределов своих возможностей.
Глава Национального контртеррористического центра США Кристин Абизаид сообщила комитету палаты представителей в ноябре, что до сих пор ИГИЛ-Х использовала в Европе не слишком обученных боевиков. Однако, как пишет NYT, есть тревожные признаки, что террористы учатся на своих ошибках. По словам западных специалистов по борьбе с терроризмом, теракты в Москве и Иране продемонстрировали более высокий уровень планирования (в январе в иранском городе Креман в результате двух взрывов погибло более 90 человек, ответственность за это взяла на себя запрещенная в России «Вилаят Хорасан»).
Израильский политолог, эксперт по международным отношениям и национальной безопасности Симон Ципис отметил в беседе с РБК, что риск террористической опасности в Европе, появившийся с начала Арабской весны и появления группировки, по-прежнему высок. «После того как в октябре 2023-го вновь вспыхнула война на Ближнем Востоке, проблема радикального исламизма обострилась. Есть большая вероятность, что теракты, подобные тому, что произошел в России, могут охватить и территорию европейских стран, которые ощутили большую волну атак в период с 2011 по 2017 год», — считает эксперт.
По его словам, группы радикалов уже хорошо организованы в Европе, что стало отчасти следствием миграционной политики открытых дверей.
Дискуссия об ужесточении миграционной политики в Европе обострилась после терактов в Австрии и Франции в 2020 году. Тогда президент Франции заявил, что государствам необходимо кардинально изменить шенгенскую систему и усилить контроль на ее внешних границах. В декабре 2023 года Европарламент и страны Евросоюза достигли соглашения по реформе общей миграционной политики, которая, в частности, предполагает усиление контроля на внешних границах и более эффективное выдворение тех, кто незаконно пребывает на территории ЕС.