Дворкович назвал условие национализации попавших под санкции США компаний
Государство не будет предлагать компаниям, попавшим под санкции Минфина США, в том числе Rusal, национализацию, этот вопрос не обсуждается на предметном уровне, заявил заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович, сообщает ТАСС. Дворкович подчеркнул, что национализация возможна, только если об этом попросят сами владельцы компаний.
«Насколько я знаю — нет, потому что эта опция, которая возможна, если сами владельцы компаний [предложат]. Ни в коем случае не будем сами предлагать», — сказал Дворкович, добавив, что владельцы этих компаний с таким предложением к правительству не обращались.
Вице-премьер также сообщил, что российские власти при этом рассматривают различные формы поддержки предприятий UC Rusal. Среди них, по словам Дворковича, схемы оборотных кредитов, однако «подарков» компании государство делать не намерено, подчеркнул он.
«Не буду комментировать [сумму поддержки]. Причем там очень разные формы, там и просто оборотные средства. Это даже поддержкой назвать сложно. Они и так оборотные кредиты берут», — заявил Дворкович. «Просто мы с учетом ограничений должны изыскать просто конкретные схемы. То есть это не подарки, это все равно кредиты. Подарков никто никому делать не собирается», — добавил он.
Представитель En+ (через нее Олег Дерипаска владеет 48,5% UC Rusal) отказался комментировать заявление Дворковича.
Первым идею национализировать Rusal 18 апреля озвучил Михаил Шмаков, председатель федерации независимых профсоюзов. По его мнению, компанию нужно «выкупить по минимальной цене, по которой она сегодня стоит, и дальше это запустить как государственный инвестиционный проект».
В тот же день идею Шмакова телеканалу РБК прокомментировал глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, назвав национализацию одним из методов решения проблемы, но «не единственным и не преобладающим».
В Кремле, в свою очередь, считают, что в такой ситуации «важно принимать во внимание мнение акционеров и собственников компании, возможности правительства». Так 19 апреля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал возможность национализации Rusal, подчеркнув, что это лишь одна из точек зрения.
24 апреля покупку государством доли в компании не исключил также глава Минпромторга Денис Мантуров, отметив при этом, что предметное обсуждение этого вопроса в правительстве не идет.
На следующий день о возможном варианте национализации части Rusal заявил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. Он сообщил, что государство на время может выкупить долю бизнесмена Олега Дерипаски. «Если это (пакет Дерипаски) будет куплено государством, то формально эти санкции, которые применены и наносят ущерб сегодня экспорту алюминия и всему остальному, по идее, должны быть сняты. <…> Но понятно, что государство будет владельцем короткий период, просто потом там появятся, видимо, другие люди», — заявил Артемьев.
Для поддержки компаний, попавших под санкции Минфина США, правительство намерено создать специальную структуру при одном из существующих российских ведомств. Как заявлял 20 апреля глава Минфина Антон Силуанов, эта структура «будет координировать действия всех ведомств в правительстве и взаимодействовать с попавшими под санкции предприятиями».
Тогда же Силуанов привел данные, что подсанкционные компании запросили ликвидность на сумму около 100 млрд руб. Министр подчеркнул, что власти рассматривают вариант только косвенной поддержки, но не прямой помощи из бюджета.